Публикации

Радиола «50 лет Октября»

 

В начале 1966 года Свердловский обком ВЛКСМ  к 50-ти летнему юбилею Советской власти объявил двухлетний смотр-конкурс  школьных комсомольских организаций. Цель смотра – повышение интереса к знаниям и формирование активной жизненной позиции у старшеклассников.

Комсомольская организация Черемисской школы насчитывала 80 человек. Комсоргами в эти годы работали Ширяева Раиса, а затем Савина Тамара.

Вся деятельность комсомольцев строилась под девизом  «50-летию Советской власти – достойную встречу». Была разработана комплексная программа мероприятий, посвященная этой  дате, включающая комсомольские собрания и диспуты на патриотические темы, встречи с передовиками производства совхоза им. Ворошилова, походы по местам боевой и трудовой славы и многое другое.

В октябре 1967года в школе состоялось заключительное праздничное мероприятие «Этих дней не смолкнет слава!». В музыкально-литературной композиции учащиеся рассказали о пути, который прошла страна  от первого залпа «Авроры» до 50-летнего юбилея Советской власти, о достижениях советского народа.

По итогам смотра бюро обкома ВЛКСМ отметило  две комсомольские организации  Режевского района – школы №44   и Черемисской. Отличившиеся комсомольцы получили Почетные грамоты и путевки в «Артек», а комсомольская организация Черемисской школы главную  награду – юбилейную радиолу «50 лет Октября».

Напольная ламповая радиола «Беларусь»  Р-101-Л  была выпущена Минским радиозаводом в 1966 году к 50-летнему юбилею Великого Октября.

Этот подарок занимает достойное место в экспозиции Черемисского историко-литературного музея.

 

 

                       

Н.Першина, Черемисский историко-литературный музей

Красный командир

 

В 1913 году в  с. Черемисское приехала из Екатеринбурга работать акушеркой Сергеева М.Г. С нею были двое сыновей: Николай и Игорь.

После окончания в 1917 г.  военного училища Николай служил младшим офицером во 2-м Выборгском полку 4-й роты.

В Октябрьский переворот Сергеев Николай Константинович был на стороне рабочих и крестьян. Вскоре  он приехал в Черемисское, где принимал  активное участие в организации в селе Советской власти и был избран членом вновь созданного волостного совета и членом красногвардейской дружины.

Года не прошло после революционных событий, как началась гражданская война. Сергеев Н.К. был призван в Красную гвардию и назначен командиром 2-го батальона 3-го Екатеринбургского пехотного полка.               1 августа 1918 года разгорелись бои под станцией Монетной. При наступлении красных на Теплый Кордон  он был  тяжело ранен. На телеге раненного Сергеева привезли в село Черемисское.  3 августа он умер. На церковной площади села состоялись  торжественные похороны.

В сентябре этого же года село заняли белогвардейцы. Узнав о могиле красного командира, они согнали население к площади, заставили выкопать тело и перенести его на сельское кладбище.

В 1965г.  решением исполкома  Черемисского сельского совета  на площади в центре села на месте первого захоронения был установлен обелиск с мемориальной доской герою гражданской войны – Сергееву Николаю Константиновичу.

 

Першина Н.В., экскурсовод Черемисского историко – литературного музея.

Деревянный портфель

В 2013 году этнографическая коллекция Черемисского историко-литературного музея пополнилась уникальным экспонатом – деревянным портфелем. Этот портфель сделал  в 1933  году Колотов Николай Семенович, житель д. Колташи, для детей своего сына Степана.    

Степан Николаевич  работал заведующим фермой в колхозе «Авангард». В 1937 году был репрессирован за падеж скота и расстрелян. Николай Семенович жил в доме снохи  Аксиньи Матвеевны  и помогал поднимать шестерых детей, оставшихся без отца.

С этим портфелем в Колташовскую начальную школу ходили все шесть внуков. Портфель сделан из деревянных дощечек, имеет прямоугольную форму и крышку на металлических шарнирах. Кожаный ремень крепился на боковых стенках.

Колотова Галина Владимировна, учительница Колташовской  школы, жена Павла, самого младшего внука Николая Семеновича передала семейную реликвию в музей.

Першина Н.В., экскурсовод,

Колташова Л.Н., хранитель Черемисского историко-литературного музея

Коробка для конфет

 

Все чаще в музейных коллекциях посетителей привлекают внимание оригинальные предметы быта конца XIX  - начала XX  веков. В этот ряд попадают кондитерские коробки и банки. Их подолгу рассматривают, любуясь художественным стилем, богатой цветовой гаммой. Кондитерские упаковки отличаются разнообразием форм и материалов, изготовленных из жести, дерева, ткани. На коробках изображены орнаментальные мотивы,  сказочные сюжеты, репродукции известных картин. На одной из жестяных коробок для  конфет Московской фабрики И.Л. Динга  цветной печатью нанесено  изображение -  историческое событие «Торжественный въезд Александра I  c союзниками в Париж. 1814 год».  Красочное оформление упаковок для кондитерских изделий вызывало у покупателей желание приобрести товар. Кроме того, жестяные коробки более надежно защищали товар, будь то халва, пряники или карамель от сырости.

Конечно, 100 лет назад покупка сладостей в такой упаковке была роскошью для основной массы населения. Это было дорого и покупалось в основном к торжественным событиям. Когда содержимое упаковки опустошалось, красивые ларцы, баночки и коробки подолгу хранили в семьях и использовали в качестве шкатулок для писем, фотографий и рукоделия.

                                      Н. Першина, Черемисский историко-литературный музей

О чём рассказали страницы рукописи…

 

В постоянной экспозиции Черемисского историко-литературного музея представлена церковная рукописная книга «Гласник». Она была передана в дар музею Гороховым В.А. – уроженцем деревни Колташи. Владимир Андреевич нашёл её при сносе одного из старых домов в Екатеринбурге.

Не сразу открылась перед нами история рукописи. Обложка книги – деревянные дощечки обтянутые кожей, надписи стёрты, листы бумажные.  Рукописный текст на церковно-славянском языке хорошо сохранился, глядя на него, понимаешь, откуда пошло выражение «красная строка». Это действительно очень красиво. Многие страницы книги тщательно реставрированы, некоторые утрачены, поэтому год создания точно определить не смогли. Но зато на страницах книги удалось увидеть филигрань и по ней определить, что бумага была изготовлена на фабрике Александра Ольхина. По тому же филигранному рисунку определили, что книга написана после 1820 года. Штамп на одной из страниц поведал нам, что книга принадлежала Градо – Екатеринбургской Спасской Единоверческой  Церкви. Это первый по времени основания Единоверческий  Храм на Урале. Разрешение на его строительство было дано в 1804 году. В Храме практиковались служения по старопечатным книгам, чтобы продемонстрировать общность православия и единоверчества и возможность их воссоединения.  В этом же Храме, вероятно, был размещён церковный архив (или его часть). В 1929г. Церковь закрыли, а в 1930г. – снесли. Кто и как сумел спасти рукописный «Гласник» из разрушенного Храма – неизвестно.

Колташова Л.Н., хранитель музейных предметов

Черемисского историко-литературного музея.

Конские украшения-обереги

 

Этнографическая коллекция Черемисского  историко-литературного музея пополнилась необычными предметами. Копатели называют их «конина». Это украшения  конской упряжи  разнообразной формы и видов – бляхи, пряжки, цепочки.

Изготавливалось все это многообразие в деревенских кузницах из меди, бронзы, луженой меди или латуни. Примерно со второй половины 19 века стали появляться штампованные предметы промышленного производства. Все медные и латунные элементы упряжи начищались хозяевами до блеска.
В конской упряжи эти предметы одновременно выполняли практические функции, украшавшие и оберегающие лошадь от сглаза.

Считалось, чтобы уберечь коня от нечистой силы на конской сбруе непременно должна быть медь. Источник этого поверья неизвестен, но люди действительно верили в это и увешивали свою лошадь украшениями-оберегами. И всегда начищали их до блеска, и навешивали на сбрую, сколько могли себе позволить.

Со временем все эти предметы попали в землю, потерянные или брошенные.
Вещи хоть и простые, но очень интересные для внимания посетителей. Сегодня  такие находки можно увидеть либо в музее, либо в частной коллекции. Эти предметы  подарил Черемисскому музею коллекционер  Болдин Андрей Николаевич,  житель г. Екатеринбурга.   

                        Першина Н.В. Черемисский историко-литературный музей

Деревянное наследство

                   

Одним из старейших экспонатов Черемисского историко-литературного музея является чаша-ванна или лохань, переданная в музей в  90-х гг. ХХ века. Принадлежала она жительнице села Черемисского Зиновьевой Елене Дмитриевне. Раньше этой лоханью пользовались её бабушка и прабабушка. Переходила она из рук в руки вместе с хозяйством, так как очень неудобна и тяжела для переноски.

Этому предмету домашней утвари уже более 300 лет. Чаша  сделана из комля дерева  вручную методом выжига и выдалбливания.  На внутренних стенках до сих пор можно разглядеть следы от инструмента, которым выдалбливали древесину. Внутренний  диаметр чаши около 60 см. Внешний контур лохани  обработан очень грубо.

Служила эта лохань верой и правдой очень долго, вплоть до того как оказалась в музее. Сначала находилась в бане и использовалась для мытья и стирки белья. Как только появились более современные тазы  и корыта, лохань выставили на улицу.  Долгое время она стояла  во дворе просто как ёмкость для воды, из которой могла  напиться домашняя скотина. Но это никак не повлияло на её внешний вид, только стенки потемнели от воды.

Вот уже скоро двадцать лет лохань находится в музее и уже никому не приходит в голову, что когда-то она была незаменима и необходима. А  если кому захотелось бы воспользоваться ей сейчас, она  так же верно сослужила бы свою службу.

                                                                        Хранитель Черемисского

историко-литературного музея

                                                       Колташова Л.Н.

Самодельная пушка

 

Памятным экспонатом  Черемисского историко-литературного музея о событиях гражданской войны является самодельная пушка, сконструированная   Николаем Гурьяновичем Белоусовым и отлитая кузнецом деревни Воронино Пановым Александром Ивановичем.

Пушка была установлена  на деревянный лафет на тележных колесах и стреляла самодельными снарядами – картечинами.

Пушка использовалась красноармейцами деревни Воронино в боевых действиях 1919года.

Когда закончилась гражданская война,  пушка вернулась в деревню Воронино.

Десять лет (до 1929 года) пушка была реликвией села.7 ноября  - в честь праздника Великого Октября  из неё салютовали с главной деревенской площади.

Потом о пушке Белоусова забыли, долгие годы она находилась в сарае. Там  её и нашли юные следопыты Черемисской средней школы и принесли в школьный музей.

 

                                                                                     Першина Н., Колташова Л.

Медаль ямщика Ваулина

 

В экспозиции Черемисского музея «На службе царю и Отечеству» демонстрируется медаль «В память 300-летия царствования Дома Романовых». Государственная награда Российской империи была учреждена 21 февраля 1913 года по указу императора Николая II для награждения лиц, имевших отношение к празднованию юбилея.

Бронзовая медаль потемнела от времени. Диаметр её составляет 28 мм. На лицевой стороне медали (аверсе) изображены последний  император Николай II  и  основатель династии Романовых царь  Михаил Федорович. На реверсе  надпись: «Въ память 300-летия царствования Дома Романовыхъ 1613-1913».  Медаль имеет ушко для крепления к колодке или ленте, но медаль передана в музей без ленты. На Санкт-Петербургском монетном дворе было изготовлено более 1,5 миллиона экземпляров медали.

В числе награжденных государственных служащих  был и житель села Черемисского Михаил Кузьмич Ваулин  – держатель ямщины. Он перевозил почту, чиновников  по маршруту Конева – Аятка – Черемисское – Мурзинка.  В конюшнях дома Ваулина на улице Верховская ждали пересменки восемь лошадей. По воспоминаниям старожилов в его доме останавливались знатные пассажиры – писатели Мамин-Сибиряк и Бажов. Ваулина уважали во всей округе за добросовестное выполнение государственной службы.

 

                                               Н.Першина

                                               Черемисский историко-литературный музей

Переименование села Шайтанки в село Октябрьское

 

80 лет назад село Октябрьское называлось Шайтанкой.  Такое название село получило потому, что распложено на берегу речки Шайтанки, левого притока реки Реж.  Речка берет свое начало из «падунов» (падуны – топкое и болотистое место). « Это топкое урочище татарами и черемисами, которые жили в 6 верстах в селе Черемисском, названо было «Шайтан место».  Здесь часто тонули и гибли домашние животные». (Извлечения из сборника «Приходы и церкви Екатеринбургской Епархии». 1902г.). « Шайтан» – черт, гиблое место в переводе с татарского языка. Болотистое место способствовало распространению эпидемических болезней.

В 1936 году по предложению красногвардейца Лепинских  Антонина Романовича село Шайтанка. было  переименовано в село Октябрьское. Надо сказать, что за прошедшие десятилетия  название так и не прижилось. Село предпочитают называть по-старому.

В двух километрах от села Октябрьского находится Шайтан камень. Среди многочисленных на Урале скал с подобным названием режевской Шайтан самый знаменитый. В окрестностях скалы в конце XVIII века было открыто уникальное месторождение шайтанского переливта – поделочного камня, ставшего гордостью Урала.

 

                                   Н.Першина, Черемисский историко-литературный музей

Книга В.М. Бесовой «Мы живем в глубине России». 20 лет

 

В 2017 году исполняется 20 лет с выхода в свет книги Бесовой Валентины Максимовны «Мы живем в глубине России».

Бесова В.М. известный человек в Свердловской области. Почетный гражданин Режа, заслуженный учитель школы РСФСР. С  1959 - 1986 гг.  являлась директором Черемисской школы. Также она была одним из создателей Черемисского историко-литературного музея и его руководителем до 2011 года.

На основе огромного архивного материала музея, воспоминаниям старожилов села автору удалось воссоздать историю своей малой родины.

Это было первое исследование истории села Черемисского, начиная с его основания до конца XX века.  Книга рассказывает о важных вехах в развитии села – революционных событиях, гражданской и Великой Отечественной войнах, колхозном и советском строительстве в 40-80гг годах XX  века. Значительное место отведено справочному материалу.

Книга вышла тиражом 600 экземпляров. Появление книги было  большим событием в культурной жизни Свердловской области.  За издание книги автору было присвоено звание академик Академии искусств и художественных ремесел имени Демидовых.

Книга является настольной книгой краеведов, жителей села. Для будущих поколений  - ценнейший источник познания истории своей малой Родины.

                  Першина Н.В. Черемисский историко-литературный музей.

Комод для патефона

 

20 февраля 1906г. в с. Черемисском Постановлением Екатеринбургской земской уездной управы были открыты учебно-производственные мастерские по профессионально-техническому обучению.

С 1922 года мастерские стали называться профтехшколой. Учащихся обучали практическому ремеслу: столярному делу обучали в течение  3-х лет, кузнечно-слесарному – 4 года.

Одним из талантливых выпускников этой школы был известный на всю округу столяр Комин Егор Акимович. В своей мастерской  он делал разную мебель на заказ: иконостасы, горки, столы, стулья. Мебель изготавливалась из древесины сосны или ели. Для прочности и красоты её морил настоем из коры лиственницы. Со слов специалистов, такой способ обработки древесины был присущ только уральским столярам.

В Черемисском историко-литературном музее в экспозиции «Интерьер сельского дома 50-60-х гг.» демонстрируется комод, изготовленный Коминым Е.А.  

Комод  служил подставкой для патефона. В ящиках хранили патефонные пластинки. Верхние маленькие отделения могли использоваться для документов и мелких бытовых предметов. Ажурные врезные металлические замки  на ящичках являлись не только украшением комода, но и делали его недоступным для многих домочадцев. В музей комод передал Масленников А.В., внук Комина Е.А.

 

Першина Н. Черемисский историко-литературный музей

Макет «Аятская слобода»

 

В экспозиции «Основание села и его первые поселенцы» Черемисского историко-литературного музея  представлен  макет «Аятская слобода конца  XVII века»,  изготовленный  Опалевым Павлом Григорьевичем в 2004 году по гравюре неизвестного автора.

В 70-х гг. XVII века деревня Черемиска относилась к Аятской слободе, основанной Фролкой Араповым в 1669 году.

В сборнике «Приходы и церкви Екатеринбургской Епархии за 1902 год приводятся сведения об Аятской слободе: «Первые поселенцы села Черемисского были инородцы-черемисы, поселившиеся в XVII столетии в глухих лесах и занимавшиеся грабежом.

Первые поселенцы смежного села Аятского, жаловались, что «воровская черемиса» обижает, грабит, вследствие чего жители Аятской слободы для защиты от набегов в 1681 году поставили острог в вышину 2 сажени (2м 16см) с 5 башнями по 6 саженей высоты, из которых одна была с проезжими воротами, а вокруг острога выкопали ров».

Макет органично вписывается в экспозицию и дает представление о русской слободе и заселении русскими поселенцами Сибири.

 

 

                                       Н.Першина  (экскурсовод Черемисского историко    

                                                                                            литературного музея ).

Модная «парочка»

В одной из витрин Черемисского историко-литературного музея в постоянной экспозиции «Село Черемисское – православное» представлен красивый женский наряд – «парочка».  Этот костюм принадлежал жительнице села Глинское Ольковой Александре Ивановне, 1878 года рождения.

Мода на «парочки» типа «юбка-кофта» появилась в русской деревне в последней трети ХIХ века. До этого были пары «сарафан-рубаха». На Урале «парочки», получив большое распространение, очень быстро из праздничной одежды перешли в разряд будничной и шились из ситца и сатина.  Их носили до 20-х годов  ХХ века.

Парочка Ольковой А.И. –  праздничная,  и  сшита её собственными руками из голубого шёлка с тканым рисунком.  Такой наряд могли позволить себе крестьянки, имеющие достаток, те, что из сословия середняков. Костюм состоит из кофты и юбки. Спинка кофты сшита из шести суженных в талии частей, ниже талии все клинья образуют фалды.  Спереди кофта приталена двумя вытачками. Застёжка спереди по центру: с внутренней стороны крючки, снаружи 11петелек для мелких пуговиц.  Рукава втачные, длинные, сужающиеся книзу. Воротник стойка. Край рукавов и воротник отделаны чёрным кружевом. Рисунок на кофте: волнистые линии.

Юбка от парочки сшита из  шести полос  со сборкой по талии, с внутренним карманом  слева и застёгивается на  крючок. Сюжет рисунка на юбке: букетики васильков.

Как и все крестьянки, хозяйка свой костюм носила бережно, надевала нечасто – по праздникам, в церковь – и сумела передать по наследству.

Балалайка

 

Черемисский историко-литературный музей примечателен тем, что многие экспонируемые предметы, когда то принадлежали жителям села Черемисского.  Почти каждый экспонат – легенда, рассказывающая о судьбе человека. Рассказывая об экспонате, безусловно, вспоминаешь владельца.

 В разделе «Торговая лавка» демонстрируется балалайка. Ее хозяйка- Коровина Анастасия Семеновна. Судьба этой женщине досталась нелегкая. Муж младший лейтенант, командир взвода Алексей Михайлович был призван на фронт Великой Отечественной в начале войны. А уже  5 марта 1942 года   Анастасия Семеновна получила похоронку на мужа, который погиб  при освобождении д. Андреево Смоленской области. Пришлось Анастасии Семеновне одной поднимать троих детей. В суровые годы войны она работала санитаркой в аптеке.

В ее доме в послевоенное время собирались 30-летние вдовы. Под  аккомпанемент  ее балалайки они пели песни  и частушки. Балалайка  согревала душу и помогала выжить.

Жители села Черемисского помнят Анастасию Семеновну, ее веселый нрав и добродушие. Не один сельский праздник не обходился без  балалайки и веселых  русских частушек в ее исполнении. Она музыкант  самоучка, но инструментом владела виртуозно.  Задорное выступление на сцене захватывало зрителей.

В музей семейную реликвию передала внучка  Лушкина  Людмила Валентиновна.