Публикации

Коромысло

Коромысло (др.-рус. коромыселъ) — это деревянное приспособление в виде длинной палки или дуги для ручного ношения двух грузов. Груз подвешивается на концах коромысла.
Когда-то коромысло было одним из главных предметов в быту. Не было ни одного двора, в котором его бы не было. С помощью коромысла чаще всего носили воду для дома и для двора (питьё скотине). Также с помощью этого инструмента на реку носили белье для полоскания, и др. Нести ведра на коромысле значительно легче. Можно было нести сразу два ведра воды на большое расстояние без остановки, перекладывая его с одного плеча на другое. Хотя кто-то предпочитал носить воду на двух плечах сразу.
Еще одно достоинство коромысла в том, что зимой идти с ним по узкой глубокой тропинке удобно, ведра не задевают сугробы.
Ношение воды на коромысле - целый ритуал. Когда идешь за водой, два пустых ведра должны быть в левой руке, в правой - коромысло. Набрав же воды в ведра, сначала нужно было цеплять ведро за заднюю часть коромысла, а затем за переднюю.
Коромысло в старину не только помогало в переноске воды, но и было оберегом, защитой от нечистой силы. Люди верили, что расписное коромысло берегло девушек и невест от русалок, которые всегда подстерегают у реки или пруда. Считалось, что большой обережной силой обладает коромысло, сделанное из дуба или клена.
Русская свадьба также не обходилась без коромысла. Существовал обычай, по которому невеста должна была донести два ведра с водой на коромысле, не пролив при этом ни капли! Славянские девушки всегда отличались хорошей осанкой и красивой походкой. Именно коромысло вырабатывало эти способности.
Старики говаривали, что сила у человека есть до тех пор, пока он может носить воду в ведрах на коромысле. А паренек считался уже отроком (подростком), когда начинал носить воду таким способом.
На Руси были известны три типа коромысел: палкообразные, гнутые (дугообразные) и вырезные. Самыми распространенными были дугообразные коромысла. При раскопках в Великом Новгороде в слоях XI – XIV вв. археологи нашли большое количество дугообразных коромысел.
Коромысла служили в отдельных случаях 50 лет и более. В домах коромысло хранят в коридоре в углу, поставив вертикально, либо укладывают на двух специально вбитых в стену колышках или толстых гвоздях.

Латка

Латка (жаровня, утятница) – глиняная сковорода с невысокими (около 5-7 см) бортиками, овальной или, реже, круглой формы. На венчике – неглубокий желобок для сливания жира. Сковорода могла быть с ручкой – прямой, короткой, полой – и без нее. В ручку насаживалась деревянная рукоять, и вынималась, едва латка ставилась в печь. Глиняная сковорода обычно закрывалась глиняной же крышкой.
В Режевском историческом музее есть такая латка (жаровня-утятница). В такой сковороде жарили либо парили мясо в собственном соку, картошку в сметане или масле, рыбу, грибы, готовили запеканки, яичницу. Все, что давала земля-кормилица и собственное подворье, что для предков наших, скромных, неприхотливых, являлось богатством, изобилием: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь».
Особым же символом изобилия в русских сказках звучат «молочные реки и кисельные берега». К слову сказать, в латке готовили иногда овсяный либо гороховый кисель. В нынешнем представлении кисель такая же жидкость, как молоко. Поэтому «кисельные берега» воспринимаются как некое красное словцо. Между тем старинный кисель был настолько крутым, что его резали на куски, раскладывали в миски, заливая молоком. Воображение безвестного сказочника, по всей вероятности, и рисовало кисельный кусок над молоком, словно остров с крутыми берегами.
Крутой кисель готовили из овсяной муки с добавлением в него меда. Готовый кисель, остывший, выкладывали словно торт на блюдо либо ту же латку.
Латки широко разошлись как в городском, так и в сельском быту уже в XV – XVII веках. В крестьянских же хозяйствах ими пользовались вплоть до середины XX века.

Пест из дерева

«Этакой пест, да и тот хлеб ест (как толкут)». Русская пословица

Дерево было самым доступным материалом для любого мастера. Оно могло быть различного размера, разной формы, из которого можно было изготовить, все, что душе угодно.
Ступа и пест – необходимые предметы в крестьянском хозяйстве. В каждом сельском доме имелись ступы и выдалбливались они из крепкого дерева в основном из нижней части ствола без сучков. Значение этого слова произошло от старого русского слова ступать — переставлять ногу с места на место. Необходимой принадлежностью ступы был пест. «Пест» еще называли толкач, чекмарь, вырезали его из дерева. Пестиками толкли, растирали, продавливали или пробивали что-либо. Для удобства пест делали с перехватом посередине. Конец нередко обивали железом, чтобы утяжелить его и предохранить от раскалывания. Небольшой пестик с ручкой и плоской рабочей поверхностью называли толкушка. Толкушка часто использовалась как самостоятельный инструмент без ступки. И до наших времён дошёл родственник песта – та самая толкушка, которую используем для приготовления картофельного пюре.
Бытовое использование ступы и песта регламентировалось многочисленными правилами и запретами. По поверьям, не следовало оставлять на ночь пест в ступе, иначе ночью им будет толочь нечистая сила, а потом болезнь рассевать по народу. Советовали во время пожара перевернуть ступу кверху дном, чтобы ветер утих и не разнес огонь. Во время засухи парни бросали в колодец ступу, пест и кувшины, чтобы вызвать дождь. Особенно ярко проявлялись ступа и пест в сказках и шутках. Каждому ребенку известно средство передвижения сказочной героини русских народных сказок Бабы-яги. Она «ездит в ступе, пестом погоняет, вперед метлой дорогу разметает».
Давно уже нет ступы и песта в обиходе. Сейчас они уже нечасто используется в хозяйстве, их заменили электрические мельницы да кофемолки, но помнить о традициях наших бабушек и дедушек все же необходимо, ведь изучая историю старинных предметов, мы расширяем знания о жизни и быте наших предков, узнаём историю нашей страны.

Лопата деревянная для посадки хлеба

Одним из наиболее важных предметов домашнего хозяйства на Руси считалась лопата хлебопечная или садник. Имея вид плоской широкой лопаты на длинном черенке, предназначался для отправки хлеба или пирогов в печь. Изготавливали ее из целого куска дерева, липового, осинового или ольхового.
Хлебная лопата вместе с ухватами стояла у печи, и её, как и ухват, обычно не полагалось выносить из дома.
Когда эти лопаты появились на Руси, никто толком не знает, но они встречались где-то до середины советской эпохи.
В повседневной жизни в отношении хлебной лопаты существовал ряд правил и запретов. Так, после того как хлеб поставили в печь, хлебную лопату надо было высоко поднять, дотронуться до балки или печной трубы, чтобы хлеб хорошо поднялся. Ставили лопату только ручкой вверх, и запрещалось ее использовать не по назначению. Считалось: тот, кто нарушит это правило, будет болеть, дети перестанут расти, хлеб перестанет подниматься, и такой лопатой в дальнейшем пользоваться было нельзя.
Выносили из дома хлебную лопату только в исключительных случаях.
Её использовали в борьбе с дождём и градом. При приближении градовой тучи хлебной лопатой как бы разгоняли облака, а иногда хозяйка просто выбрасывала во двор.
Лопатой ещё и лечили различные болезни. Больного, обычно ребёнка, сажали на лопату и загружали на какое-то время в протопленную печку. Как ни странно, это реально помогало, особенно при лечении простудных заболеваний.
В традиционной культуре славян довольно часто лопата использовалась в различных обрядах. Так, самым активным образом хлебную лопату включали в обряд выпекания свадебного каравая.
Перед тем, как посадить каравай в печь, крестная мать слегка ударяла хлебной лопатой всех, кто присутствовал в доме, "чтобы счастье было". После того, как каравай достанут из печи, она же трижды стучала хлебной лопатой по первой балке, которая находилась на потолке в непосредственной близости от печи. Та девушка, которая никак не могла выйти замуж, выхватывала лопату из рук крестной и выбегала на улицу. Считалось, если она первым встретит мужчину, то скоро выйдет замуж, если женщину - ее мечты в этом году не сбудутся.
Хлебопечная лопата, особенно в деревнях, являлась обязательной частью дочернего приданного плоть до первой половины ХХ века, ее дарили в знак сытной и богатой жизни. Она считались весьма ценным орудием труда для любой хозяйки.

Сундук

Во все времена людям приходилось где-то хранить вещи и ценности, причем особенно актуально этот вопрос вставал, когда человек отправлялся в путь. Сейчас такими хранилищами являются шкафы, сейфы, чемоданы, однако они появились всего полтора-два века назад. До этого, на протяжении долгих лет, все эти предметы обихода заменял сундук.
История сундука начинается много столетий назад. Считается, что они были придуманы еще в неолите. Однако, достоверно известно, что ими пользовались древние египтяне, от них сундуки перешли в древнюю Грецию и Рим, а в раннее Средневековье распространились на полмира: по всей Европе, Азии, дошли и до Руси. Происходило это при помощи племен кочевников и армий завоевателей.
О предназначениях же можно говорить очень долго, ведь помимо хранения и транспортировки домашнего скарба, одежды и инструментов, были сундуки для оружия и денег (сундуки-сейфы), сундуки-саркофаги и сундуки-троны. Также сундук мог исполнять роль кровати, стола, скамьи, стула, а поставленный на бок, он становился шкафом и комодом. Размеры сундуков варьировались в очень широких пределах: от крохотных шкатулок до гигантских, внутри которых можно было не только хранить вещи, но и спать!
Само слово сундук (сандык) на Руси появилось вместе с татаро-монгольским игом и прочно укрепилось среди ларей, коробов, скрыней.
Изготовление сундука — процесс сложный, требующий участия разных мастеров (плотника, кузнеца, живописца, слесаря). В каждой губернии производимые изделия имели свои неповторимые особенности, и вплоть до начала прошлого столетия сундук был главной крестьянской мебелью.
За многолетнюю историю сундуки меняли свои внешние формы и превращались в новые предметы. Так в XVII веке данный вид мебели претерпел серьезные видоизменения. К сундуку прикрепили ножки и установили ящики, так появился прототип современного комода.
В настоящее время интерес к сундукам снова возрос. Старинные и современные, они чаще всего используются в гостиной в качестве журнального столика, подставки для лампы или в спальне у изножья кровати, являясь при этом главным атрибутом в дизайне интерьеров.

Шкатулка из змеевика

В нашем музее есть очень загадочный предмет – это шкатулка из змеевика.
Практичной значимостью шкатулки пользуются с древних времен, а шкатулки из натуральных минералов всегда считались признаком роскоши и безупречного вкуса. В них хранили не только украшения, но и миниатюрные виды оружия, записки, письма, содержащие любовные и политические секреты. Нередко она сопровождалась хитроумным замком, потаенным механизмом либо двойным дном, в котором хранили нечто важное и особенное. Многие шкатулки великих и богатых людей до сих пор так и не открыли своих секретов и тайн. Они бережно их хранят, ожидая своего триумфального часа.
Современная шкатулка из змеевика, для кого-то может и не обладает хитроумными запорами и потайными отделениями, но ведь ее привилегия состоит в другом - в уникальной красоте, полученной за счет используемого материала – змеиного камня, известного, как декоративный самоцвет. Однако его известность не мешает ему оставаться в атмосфере вечной загадочности, таинственности, подпитанной легендами и сказаниями.
Змеевик – камень, который привлекает оригинальной окраской, представленной в виде россыпей изумрудно-зеленого цвета, разбавленных прожилками, волокнами, нитями. Рисунок минерала похож на отполированную кожу змеи, придающую шкатулке экстравагантность и эффект загадочности.
История змеиного камня интересна и многогранна. Одна из легенд гласит, что когда Адам вкусил зеленое яблоко, преподнесенное Евой, искушенной Змеем, он поперхнулся им. Кусочек вылетел из горла и, переродившись, стал камнем-змеевиком.
Не менее прекрасное сказание объясняет происхождение чудесного камня по-иному. Сокровища Уральских гор охраняет змей – Полоз, он постоянно меняет шкуру. Сброшенные частички старой кожи, со временем каменеют и превращаются в змеевик.
В любом случае декоративная красота минерала уникальна. Благодаря своей исключительности и уникальности, она делает шкатулку интереснее, самобытнее. Предмет, хранящий украшения, часы, косметику и прочие нужные мелкие предметы, становится стильным элементом интерьера и отличным подарком для мамы, бабушки, тёти или подруги.

Бидон

"Такое советское слово"

Его и теперь можно увидеть где-нибудь в наших домашних закромах. Среди эмалированных тазов и стеклянных банок. Солений-варений. Имя ему – бидон. Это жестяный либо алюминиевый сосуд емкостью от 0,5 до 5 л., но чаще 3-литровый (если налить по самое горлышко) для хранения и перевозки жидких и сыпучих продуктов, как то: молока, масла, керосина, круп, макарон, и др. Но более всего бидоны использовались
для походов за молоком, квасом и пивом.
Бидоны более поздние, как и музейный экспонат на фото, были эмалированными. Часто еще и с рисунком в виде цветка или горошка. Металлическая емкость имеет надежную проволочную ручку с деревянным держателем, и его удобно было нести. Крышка нижней
частью достаточно глубоко входила в горлышко бидона, и чтобы пролить его содержимое, нужно было сильно постараться. Из крышки же, широкой и выпуклой, можно было и отхлебнуть с удобством, если хотелось. Мыть бидон, кстати, тоже не составляло труда, а вся благодаря широкому горлышку. Словом, посуда весьма надежная.
В Советском Союзе очень популярны были разливные продукты – это когда приезжала машина с небольшой цистерной, а возле нее тут же выстраивалась очередь из взрослых и детей с бидонами в руках. Будь то Москва, или небольшой провинциальный город.
Поэтому героя публикации чаще всего хранили не на кухне, а в прихожей, чтобы был под рукой. Наравне с авоськой бидон в СССР занимал свое почетное место в быту обычных граждан.
Принеся молоко домой – переливали, кипятили или заквашивали, а походную емкость мыли и ставили в прихожую до следующего привоза молока. В алюминиевом бидоне можно было сразу вскипятить разливное молоко на газовой плите. Эмалированный бидон
в советское время служил также прекрасной емкостью для засолки огурцов, помидоров малосольного приготовления. Вообще бидон — это такое совершенно советское слово.
Сейчас в городах, в том числе и Реже, можно увидеть специальные контейнеры для сбора пустых пластиковых емкостей. Главное соображение тут - забота об экологии, люди не хотят загрязнять окружающий мир горами пластиковых бутылок. Пока это движение не
стало массовым, но кто знает, может быть пройдут годы и советский бидон вновь будет востребован.

Сумка полевая

Полевая сумка предназначалась для командного состава: офицеров, прапорщиков и сержантов. В просторечии её часто называли просто командирской сумкой или сержантской сумкой, или же палеткой. Так же ее называли полевым офицерским планшетом. Полевой планшет был довольно широко распространён в прошлом веке и являлся частью снаряжения командного состава многих армий мира. Прообразом офицерской сумки считается ташка — сумка из кожи, которую носили военнослужащие кавалеристы несколько веков назад. Ташка являлась очень важным элементом снаряжения гусар.
Перед началом Великой Отечественной войны государство Советского Союза наладило производство офицерских сумок из темьяно-кирзового материала. Это было установлено соответственно приказу от 01 февраля 1941 года. По этому приказу, данная офицерская сумка в самую первую очередь предназначалась для командного состава исключительно строевых частей и только на время войны. В годы войны «вне службы» носить полевую сумку не полагалось. У гражданского человека с планшеткой могли случиться неприятности - так как при встрече с патрулем необходимо было бы объяснять - где она была взята.
После Великой Отечественной войны данные сумки часто использовались детьми в качестве удобного школьного портфеля. Сегодня в обиходе мы просто говорим «планшет», имея в виду выданную по предназначению офицерскую полевую сумку, сделанную из коричневой кожи. Она всё ещё довольно широко распространена в армиях многих стран, однако в некоторых государствах теперь изготавливается из более легких текстильных материалов.

Военно-полевой бинокль

Перед вами – бинокль Ленинградского оптико-механического завода выпуска 1932 года. Прибор состоит из двух массивных зрительных труб-монокуляров, соединенных шарниром. Не исключено, что в 1932 году сделаны монокуляры, но самый бинокль мог быть собран и в последние предвоенные годы. Либо в самом начале Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. (С 1943-1944 гг. эмблема серпа и молота, изображенная на бинокле, исчезает с советской оптики.)
Вещь, довольно нечасто встречающаяся. Взяв его в руки, словно чувствуется вся мощь Красной Армии. Подобные бинокли и ходили по рукам во время Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. По рукам же, однако, далеко не всем. Наши бинокли, пожалуй, более редки, чем даже трофейные немецкие. Оптическое сырье шло на всевозможные линзы, прицелы для танков, артиллерии, самолетов, но биноклей своих было мало.
Это наиболее принятый стандарт довоенной армейской оптики – 6 на 30 (т.е. прибор способен увеличить дальность зрения в 6 раз, и диаметр объектива – 30 мм). Корпуса монокуляров изготовлены из алюминиевого сплава, покрыты искусственной кожей черного цвета. Остальные металлические детали из латуни, также окрашены в черный цвет. Прибор содержит угломерную сетку-шкалу. Линзы чистые и ясные, без просветления.
Аппарат предполагает использование крышек для окуляров (из настоящей кожи) противодождевых, и светофильтров желтых противотуманных. Окулярные муфты изготовлены из пластмассы в едином исполнении с наглазниками.
Такими биноклями пользовались лица высшего и среднего командного состава Рабоче-крестьянской Красной Армии, прежде всего в артиллерии, в разведывательных ротах. Представляется весьма солидным предметом для коллекционеров и ценителей истории.

Домотканое полотенце

Из всех предметов русского быта полотенцу принадлежит одно из главных мест. Полотенце играло в народной жизни важную роль, оно украшало жилище, служили оберегом дома и семьи, сопровождало человека от рождения до глубокой старости, как бы отмечая главные моменты его жизни.
С 5-7 лет крестьянских девочек заставляли постигать это рукоделие, готовя себе приданное к свадьбе. По умению вышивать судили о хозяйке. «Полотенце» произошло от слова полотно. Полотенца кроили из большого куска полотна, они были разного размера и каждое имело свое значение.
Вышитыми полотенцами украшали иконы, называлось такое полотенце
Полотенцами украшали зеркала, окна, двери в горнице. Они говорили о
достатке в доме, оберегали жилье от злых сил.
Расшитое декоративное полотенце из домотканого холста, называется рушник. Ни одна свадьба на Руси не обходилась без рушников. На свадебных полотенцах часто можно увидеть двух птиц, изображенных по сторонам куста – дерева. Таких птиц вышивали в знак любви, пожелания добра и счастья молодым. Свадебные вышитые рушники достигали 3-х метров в длину и символизировали дорогу жизни.
Такой рушник передавался из поколения в поколение.
Были специальные хлебные вышитые полотенца. На них клали хлеб, потому, что положить хлеб на непокрытый стол считалось грехом.
Также, рушник являлся элементом родильных, крестильных и погребальных
Современные полотенца, конечно, очень отличаются от вышитых старинных полотенец. В каждое такое полотенце вложена часть души и тепла мастерицы, которая трудилась над ним по вечерам при свете лучины.
Есть и в Режевском историческом музее домотканые полотенца.

Валек для стирки

Сейчас со стиркой справится даже ребенок — загрузить стиральную машину, нажать пару кнопок и развесить уже почти сухое белье не сложно. А вот что делали, когда не то что горячей воды, а и мыла-то толком не было?
«Совсем не варило бабу постарило, а возня с грязными сорочками и портками…», – говаривали на Руси. Утверждение спорное, но с долей истины. Стирка была невероятно трудоёмким процессом, требовавшим от женщины как минимум выносливости.
Еще сто лет назад хозяйкам не надо было прицениваться к моющим средствам – не было нужды. Для стирки использовались мыльные растворы, которые получали в домашних условиях. Это был щелок и мыльный корень. Щелок, давший название целому классу химических соединений, щелочам, получали из раствора золы, бесплатно поставлявшейся русской печью ежедневно. Щелок еще называли «бук, буча», а сам процесс стирки – «бученье». Стирать с ним можно было следующим образом – в кадушку с бельем клали мешочек с просеянной золой, заливали водой и кидали туда раскаленные «бучные каменья», чтобы вода кипела. Но можно было получить щелок в виде раствора. Другой источник средства для стирки, растение мыльнянку (или мыльный корень) мельчили, замачивали, процеживали, и полученным раствором стирали, стараясь весь израсходовать, так как он быстро портился.
Хозяйка замачивала белье, заливая его щелоком, в ведерном, то есть помещавшем в себя ведро воды, чугуне, и ставила в печь. Итог бученья белья – белоснежные скатерти и рубахи из домотканого полотна.
Основным «гаджетом» наших прабабушек был, так называемый, «пральный (то есть «стиральный») валёк» — небольшая деревянная лопатка, которой «валяли» или «клепали» выстиранное белье на камне или на доске на берегу.
Валёк, короткий и гладкий, применялся для выбивания мыльной и немыльной воды из стираемого белья. Если ни ступа, ни корыто, ни лохань обычно красотой не отличались, то вальки могли украшаться затейливыми орнаментами. Связано это было с тем, что их зачастую преподносили девушкам парни в качестве подарка, и тогда помимо обычной резьбы на поверхности валька могли оказаться и инициалы любимой, и дата подарения. Эти вальки напоминали стилизованные женские фигуры: утолщение на конце рукояти служило головой, рабочая часть валька — туловищем, а перекрестие у основания – руками.
Эта привычная для женщин прошлых веков процедура была весьма энергозатратной и требовала изрядной физической силы. И вот такой незамысловатый предмет как валек для стирки был неизменным помощником хозяйки. Есть и в нашем музее такой предмет быта крестьянской женщины.

Квитанция Екатеринбургской земской почты

В нашем музее есть квитанция Екатеринбургской земской почты 1895 года. Давайте же узнаем, откуда появились такие квитанции?
К концу XIX века население Екатеринбурга составляло почти 90 тысяч человек, но большинство горожан не могли воспользоваться услугами почты из-за высокой стоимости. Чтобы исправить ситуацию, для людей с уровнем достатка ниже среднего 1 января 1870 году была учреждена земская почта. Здесь почтовые услуги стоили почти в два раза дешевле, чем на обычной, правда, и срок их оказания был значительно дольше. Клиенты земской почты отправляли письма в основном на небольшие расстояния – максимум до соседнего уезда губернии. В Екатеринбурге первый такой объект появился в 1872 году.
Согласно Почтовым правилам, разработанным Екатеринбургской земской управой, была установлена фиксированная плата за почтовые услуги и даже разработаны земские почтовые марки с изображением герба Екатеринбургского уезда с медведем. Так, за пересылку простых писем необходимо было заплатить 2 копейки, за посылку, заказное или денежное письмо – 5 копеек. Земская почта просуществовала до середины декабря 1912 года - времени, когда в уезде не начали открывать государственные почтовые отделения.

Музыкальная шкатулка

Несколько столетий назад, наши предки не могли в любой момент порадовать себя музыкой. Музыка была исключительно живой, что делало ее, в некотором роде, недоступной для любого желающего – не у всех были придворные музыканты, которые охотно исполняли любую прихоть своего господина. С изобретением музыкальной шкатулки ситуация начала кардинально меняться. Но из-за своей сложности, данное устройство являлось дорогостоящим и позволить его себе мог далеко не каждый.
Первые прототипы будущих музыкальных шкатулок появились еще в эпоху раннего средневековья на арабском востоке и в Византии. Но примерно в начале XVIII века, в Европе, искусство создания часовых механизмов вышло на новый уровень. Механизмы большинства часов, будь то настенные или настольные, способны воспроизводить популярные музыкальные произведения. Первые полноценные музыкальные механизмы появляются в 1796 году в Женеве. Антуан Фавр устанавливал данные механизмы в часы или флаконы из-под духов. Но на тот момент они были очень дорогими и принадлежали обычно только знатным и богатым особам.
В 1815 году, в Швейцарии был открыт первый завод по производству музыкальных шкатулок. Завод выпускал шкатулки любого размера – от карманных, до тех, чьи габариты можно сравнить с размером шкафа. Что, в общем-то, влияло на звук — чем больше была шкатулка, тем громче и приятнее он был. Если в первых прототипах будущих музыкальных шкатулок использовались колокола, то позднее стали использовать металлические диски или цилиндрические валики.
Механизм классических музыкальных шкатулок бывают двух видов:
Ручной механизм. Необходимо самостоятельно поворачивать рукоять, иначе мелодия перестанет звучать. Аналогичную систему вы могли видеть на шарманке.
Заводной механизм. Заводится ключом, и мелодия звучит пока не кончится завод у пружины.
Музыкальные шкатулки всегда ассоциируются с чем-то старинным, романтичным и даже волшебным. Это не только изысканный музыкальный инструмент, но и красивый предмет интерьера. Они могут быть любой формы, размера и оформления. Раньше для изготовления одного такого устройства, даже самому опытному ремесленнику, требовалось около полугода, ведь помимо всех необходимых знаний в механике, это требовало музыкального слуха и утонченного вкуса. Каждая такая шкатулка являлась произведением искусства ручной работы и могла служить верой и правдой даже спустя сотню лет.

Дамская сумочка

Женская сумка – это загадка. Пожалуй, ни одна современная женщина не может обойтись без сумки. Первые женские сумки были в виде карманов, которые скрывались в складках широких юбок. Позднее появились сумки в виде мешочков, которые носили на поясе. 1790 год считается годом рождения сумки, которую нужно носить в руке. Первые сумки появились во Франции и назывались «ридикюль». Это небольшие сумочки, в которых светские дамы носили веера, духи, зеркальца, кружевные платочки. Постепенно сумки становились все больше. Они уже могли вместить и косметику, и книги, и даже сигареты.
Сумки стали разделяться функционально и эстетически. Появились сумки для работы, вечерние, для прогулок, театральные. Для изготовления сумок использовались различные материалы: атлас, шелк, кожа, дерево, стекло, пластик, соломка. Их украшали бисером, камнями, кружевами, вышивкой. Поэтому сумки представляли для художников неограниченную свободу. Их делали и в виде самолетов, пароходов, музыкальных инструментов и даже пуделей.
Самый большой в мире музей, посвященный истории брендов сумок, находится в Амстердаме. Коллекция включает в себя 4000 экземпляров.
В нашем музее тоже есть коллекция сумок, среди которых немало очень
интересных экземпляров, например, сумка - клатч.
Из всего многообразия женских сумочек самой универсальной является клатч – сумка, которая выручит в любой ситуации. Она появилась благодаря Коко Шанель. А основой для её создания послужил обычный женский кошелёк. И если раньше клатчи сопровождали женщину только на светских мероприятиях, то сегодня они вписываются в любой образ.
Дамская сумочка может о многом свидетельствовать: быть спутницей,
показателем социального статуса и средства самовыражения.
Женская сумочка – это личное пространство женщины, она закрывается на замок и прячет тайну. Возможно именно поэтому она так притягательна.

Скалка деревянная

Первые скалки, для раскатывания теста, а они были каменные, появились около 3 тыс. лет назад у этрусков. В других частях света использовали цилиндры из глины и дерева.
Первые скалки из стекла появились примерно в середине 18 века. В то время скалка была популярным свадебным подарком, и во время долгих путешествий многие моряки вырезали красивые скалки для своих любимых, из дерева с твердой древесиной. А мастера - стеклодувы в крупных портовых городах подхватили эту идею, и начали производить полые стеклянные скалки, которые продавали морякам, в качестве свадебного подарка. Такие скалки имели название “sailor’s charms” (талисман моряка ) и подвешивались в каюте. Они были полыми и служили шкатулками для соли, какао или пекарского порошка, но плохо подходили для раскатки теста.
Фарфоровые и керамические скалки появляются с середины 18 века. Они производились литыми и украшались красивыми росписями.
В конце XIX века Джон Рид изобрел и запатентовал стандартную современную скалку с деревянным цилиндром в центре и ручками с обеих сторон.
Материалом для изготовления скалки служит древесина твердых несмолистых пород (дуб, береза, клен, ясень и др.).
На Руси с давних времен пекли пироги. И по ним судили какая хозяйка живет в доме. Если в пирожках одно тесто и нет начинки это говорило о скупости, а если тесто тонкое, а начинки много это говорило о щедрости.
Хозяйка могла иметь дома несколько скалок. В зависимости от применяемого теста применялась и скалка. Чем толще и прочнее скалка, тем тоньше можно раскатать тесто. Обычно скалка имеет две или реже одну ручку, а могут быть скалки и вовсе без них.
Скалка- это важный инструмент, который является неотъемлемой частью нашей кухни, особенно, когда речь идет о приготовлении пирожков, вареников, пельменей и печенья.
Сегодня в продаже можно увидеть:
- скалку пластиковую полую, в которую заливают теплую или холодную воду перед использованием;
- скалку силиконовую, к которой не прилипает тесто, и она ещё одновременно является линейкой (на её поверхности нанесена разметка);
- скалку-валик, она поможет быстро раскатать тесто одной рукой;
- скалки с рисунками и узорами, вырезанными непосредственно на рабочей поверхности для украшения печенья, кексов или коржей.
Вот и у нас в музее хранится несколько скалок.

Ручка перьевая

История перьевой ручки насчитывает много веков. Считается, что первые перьевые ручки (в виде гусиного пера) появились в Севилье (Испания) примерно в 600 году нашей эры.
Для письма кончик пера срезался небольшим острым ножом (перочинный — нож для починки пера) наискосок, затем немного вдоль, чтобы при нажатии на бумагу кончики расходились в разные стороны. Постепенно пишущая часть пера размокала и перо требовало ремонта. Срезался кончик пера, и оно вновь писало, как «новенькое». Когда перо становилось слишком коротким, брали новое гусиное перо. Другая сложность заключалась в том, что лишь 3—5 самых крайних пера птицы, подходили для использования для письма. Более того, значение имело, правое это крыло птицы или левое, так как для правшей подходили только перья из левого крыла птицы.
Было найдено эффективное решение в разделении пера на две составляющие — перо-наконечник (выкидывалось после того, как приходило в негодность) и перодержатель (красивая и дорогая, но вместе с тем долговечная часть). А в 1809 году английский изобретатель Джозеф Брама изобрел и запатентовал машину для резки перьев.
Первая перьевая ручка в металлическом корпусе появилась только в 1803 году. Стальные перья появились в 1830-х годах и очень скоро, к 1850-м годам, использование гусиных перьев заметно снизилось, улучшилось качество и доступность стальных перьев. Позже большинство производителей начали выпускать перья и из благородных металлов. В 1883 году была создана первая автоматическая перьевая ручка американцем Льюисом Эдсоном Уотерманом.
Самые первые корпусы для перьевых ручек, держатели пера, делали из дерева. Немного позже начали использовать эбонит. В XX-веке, с появлением пластмасс, корпусы перьевых ручек стали изготавливать из него, как наиболее стойкого материала в повседневном использовании.
Сегодня, перьевая ручка – это высокотехнологичный, удобный и современный пишущий инструмент.
Современная перьевая ручка обычно состоит из корпуса с заправочным механизмом, ёмкости для чернил, и раздвоенного пера.
Перьевые ручки имеют много особенностей и собственную классификацию по параметрам и материалам.
По типу пера: с открытым пером, с полузакрытым пером и с закрытым пером. По системе заправки. По стоимости и назначению: - представительские (имиджевые и коллекционные) -они самые дорогие, для повседневного использования - средняя цена и школьные ручки - низкая ценовая категория.
В повседневном бытовом использовании перьевые ручки уступают другим типам ручек, прежде всего шариковым и гелевым из-за простоты и дешевизны последних.
Есть несколько старинных (и не очень) ручек и в Режевском историческом музее.

Будильник "Слава"

Во времена Советского Союза будильник "Слава" был практически в каждой семье. Перед тем, как ложиться спать, каждый человек вечером заводил механический будильник. А каждое утро по звону этих будильников просыпались миллионы людей в стране. Цветные пластмассы, металл, окрашенный эмалью различных цветов, разнообразные циферблаты, стрелки всевозможных конфигураций — все это использовалось в оформлении будильников, ставших не только необходимой, но и приятной принадлежностью каждого дома.
Часы и будильники с именем "Слава" были очень широко известны в Советском союзе, они были заслужено одними из самых популярных. Их знали за пределами СССР. Торговая марка "Слава" принадлежала Второму Московскому часовому заводу, основанному в 1924 году. Советские люди стремились приобретать товары, производимые промышленностью нашей страны, которые отличались высоким качеством.
В настоящее время, в будильниках особой нужды нет, так как у каждого человека есть будильник в мобильном телефоне или в другом электронном устройстве. Сейчас даже существует будильник, который убегает от вас, как только вы хотите нажать на кнопку. Но все же находятся те, кто отдает свое предпочтению механическому будильнику.

Керамическая ваза

Сегодня керамическая ваза одна из самых популярных предметов декорирования дома. А её история начинается с далеких античных времен. В то далекое время вазы были лишь предметом быта.
Первые вазы появились в Древней Греции задолго до начала нашей эры и представляли собой сосуд из обожженной глины с изящной формой, расписанный красками или украшен лепкой. С развитием цивилизации вазы стали изготавливать из стекла, металла, фарфора и камня.
Вначале вазы использовались лишь для хранения напитков и различной пищи. Немного позже греки стали использовать вазы не для бытовых целей, а для украшения своих домов.
Ещё позже, в период развития Древнего Рима, вазы стали полноценным товаром, который мог быть обменян на продовольствие, шкуры животных или рабов. Уже тогда античные вазы считались антикварными и оценивались очень высоко. Согласно одной из историй, один богатый римский землевладелец купил античную вазу с уникальными рисованными узорами у другого купца за целый корабль, груженный солью, которая тогда была едва ли не основной товарной мерой.
В период Средневековья вазы являлись украшением домов благородной знати и служили полноценным и самостоятельным предметом интерьера. В это же время в Европе стали появляться китайские расписные вазы как экзотический товар из восточных стран.
В эпоху Возрождения вазы стали более универсальными – теперь они могли служить и для украшения помещения, и для сохранения в них каких-либо продуктов.
На сегодняшний день керамические вазы служат неотъемлемой частью внутреннего декора дома, а также являются очень популярными в качестве подарка.

Жареха-ковшик

История ковша уходит своими корнями в глубину на целые тысячелетия. Наши предки в далекой древности начали пользоваться им в хозяйстве. И продолжали им пользоваться еще и в 19 веке. Интересен тот факт, что не для питья воды использовали эту посуду, а для хмельных напитков. Самый древний ковш был датирован вторым тысячелетием до нашей эры, и найден вблизи Торжка.
Первые коши были деревянными, и их изготовление в древней Руси было хорошо отлажено. Производить их стали еще в далеком десятом веке. В период 16-17 веков производством ковшей на Руси занимались преимущественно крестьяне, находящиеся в крепостной кабале. Но определенного шаблона по изготовлению этой посуды не было. Для каждой области был свой стиль в оформлении для того, чтобы при торговле среди всего многообразия легко можно было найти ковш, изготовленный именно в этой местности.
Например, ковш московский делали из специального приготовленного на корнях и стволах наплыва, он также назывался кап. Этот ковш имел форму ладьи и очень плоское дно. Всегда обрамлялся в серебро. А вот в Твери они готовились исключительно из корней. И нос у них был не прямым, вздернутым, а на его конце обязательно были три коня. Именно поэтому они всегда назывались конюхи.
В старину для каждого события предназначался свой особенный ковш, и нарушать эти традиции было нельзя. Поэтому не было ни одной семьи, хаты и дома, где не было разнообразия этой посуды. В семьях победнее ковши были совсем простыми, а вот у богатых ковши могли быть украшены не только серебром и драгоценными камнями и вставками.
Без ковша или жарехи не обходились как в старину, так и сейчас. Ведь ковш – это один из самых удобных видов кухонной посуды. С его помощью можно быстро и просто приготовить завтрак для всей семьи. Можно в нем сварить кашу для детей или приготовить легкий суп или кисель и многое другое.
В фондах Режевского исторического музея хранится жареха-ковшик, в таком сейчас, конечно, вряд ли что-то приготовишь, но зато хорошо видно отличие старинного ковша от современного.

Чернильница

Стремительно меняется мир, меняются вещи. Те, которые были знакомы и привычны, можно увидеть только в музеях.
Один такой предмет, который есть в нашем музее – это чернильница. Раньше ее называли чернилица. Первые чернила были из сажи и воды. И вместе с чернилами появились маленькие сосуды для чернил.
Многих вещей нашего школьного советского детства в современных школах уже не увидишь. Современные школьники не догадываются, что это за предмет. А это – советская школьная чернильница «непроливайка».
Я пошла в школу в 1962 году, поэтому еще застала там чернильницы и
перьевые ручки. Такая чернильница стояла у каждого ученика в специальной выемке на парте. Через несколько написанных букв ручку опять надо было макать в чернила. После окончания уроков чернильницу надо было забирать с собой, поставить аккуратно в портфель или в отдельном мешочке и привязать к ручке портфеля, так как в этот класс приходила вторая смена. Для того, чтобы чернила не
проливались, форма чернильницы была с конусом в верхней части, направленном во внутрь чернильницы. Поэтому ее и называли «непроливайка».
Эти чернильницы придумали английские стеклодувы. Изготавливая стеклянные сосуды для чернил, они стали загибать края внутрь, чтобы при переворачивании чернила попадали в глубину загиба и не выливались. Советские непроливайки тоже оставляли чернила внутри при опрокидывании.
Чернильницы изготавливали не только из фарфора, были из стекла, карболита, пластмассы. Были чернильницы и с отвинчивающейся верхней частью, для удобства чистки.
Просуществовали чернильницы в школах СССР до конца семидесятых, до массового появления шариковых ручек.
Чернильницы, казавшиеся такими необходимыми, безвозвратно ушли из
нашей жизни.

Диапроектор для просмотра диафильмов

Так иногда хочется вернуться в детство. Вспомнить старые игрушки, игры. И одно из воспоминаний – это фильмоскоп, который был почти в каждом доме, где есть дети, тем более, что стоил он совсем недорого.
Брали простыню или скатерть, вешали их на свободную стену, занавешивали окна, а на тумбочку устанавливали фильмоскоп и начиналась сказка… Кто-то крутил ручку-винт на аппарате и появлялась картинка, а под ней текст, который читался вслух для малышей.
Устройство довольно простое – фотоувеличитель, перевернутый на бок и проецирующий изображение с пленки на экран. Самое сложное в нем был объектив, задача которого передавать четкое изображение на экран.
К фильмоскопу покупались пленки с диафильмами, которые продавались в книжных магазинах и киосках «Союзпечать». Дети раньше очень любили смотреть диафильмы, многие знали наизусть, часто обменивались ими друг с другом.
Но новое время диктует новые технологии, и вернуть время возможно только в музее. В нашем музее среди экспонатов хранятся:
Малогабаритный диапроектор «Свет» модель ДМ-3Т предназначен для демонстрации диафильмов, рамочных диапозитивов и кадров на пленке в роликах, выпущен на Московском опытном электромеханическом, 1973 г.
Диапроектор «Зарница». Один из недорогих, но обеспечивает хорошее качество изображения и яркость, благодаря объективу типа перископ и кинопроекционной лампе. Модель выполнена в металлическом корпусе. Его цена составляла 8руб.50коп.
Диапроектор «Сказка» - одна из последних моделей фильмоскопов, производившихся в начале 90-х годов. Выпускался Азовском оптико-механическом заводе. В аппарате удобная заправка диафильмов. Цена фильмоскопа «Сказка» в 80 -е, 90-е годы составляла 14руб.50 коп.
Каждый из нас бережно хранит в своем сердце воспоминания, испытывая ностальгию по ушедшему детству.

Скульптурная группа «Хозяйка медной горы и Данила Мастер»

В фондах нашего музея есть очень интересные предмет - это настольные часы со скульптурной группой (Данила-Мастер и Хозяйка Медной горы). Изготовлены они в 1970-80 годах по мотивам уральских сказок "Малахитовая шкатулка" П.П.Бажова. Выполнена скульптура из чугуна, но при этом совсем не тяжелая. Корпус этих часов выполнен в виде скульптуры горы, на которой восседает Хозяйка Медной горы, протягивая цветок Даниле - Мастеру. Скульптура словно живая и ее хочется рассматривать снова и снова.
Хозяйка Медной Горы, или иначе Малахитница, Азовка–девка, Каменная девка – персонаж легенд уральских горняков, мифический образ хозяйки уральских гор. Русский писатель и любитель народных легенд Павел Бажов в 20-м веке записал и литературно обработал народные сказания о великой Малахитнице. Хозяйка Медной горы в сказе Бажова выступает как хранительница природных богатств, тайн, красоты Уральской. С теми, кто стремиться превратить её богатства только в прибыль, она сурова и беспощадна. С мастерами, для которых её сокровища – материал для искусства, она милостива и добра. Самым упорным и талантливым она оказывает своё покровительство, вдохновляет на новые поиски.
Перед людьми она предстает то в виде прекрасной женщины, то в виде ящерицы с короной на голове. Платье на ней из шелкового малахита то блестит, будто стекло, то алмазной россыпью засверкает. Повелевает она камнем и металлами, недаром она хозяйка именно Медной горы. Повелевает она и живыми существами – ящерками и сама Хозяйка может оборачиваться в ящерицу с зелеными лапами, черной полоской по хребту и с человечьей головой. Может любую руду, обратить в пустую породу, в обманку. Слезы ее превращаются в редкий, дорогой камень – медный изумруд.
Хозяйка Медной горы – поэтический образ, в котором воплотилась сама уральская природа, вдохновляющая человека на творчество.

Плетеная корзина

Глядя на совершенные по форме и изумительные по красоте плетеные корзины, мы восхищаемся ловкостью и мастерством их создателей. В этом ремесле человечество достигло немалых высот, на что потребовалось несколько тысячелетий. Изготовление подобных изделий имеет более давнюю историю, чем производство тканей и керамической посуды. В те времена контейнеры и короба, предназначенные для транспортировки и хранения различных хозяйственных мелочей, изготавливались из ивовых прутьев, корней, камыша и травы.
Впервые плетеные корзины появились 8,5 тысяч лет назад в Африке и на Среднем Востоке. Об этом свидетельствуют проведенные археологами раскопки в местах нахождения старых цивилизаций. Интересным фактом является то, что за столько времени способ плетения не претерпел коренных изменений. На европейской территории подобные изделия появились значительно позднее.
В древности человеческая жизнь была практически немыслима без плетеных вещей. Колыбели для младенцев свивались из травы, а постель представляла собой циновку из ивовых прутьев. Крыша и стены жилища сооружались из камыша, а для повышения их прочности и устойчивости использовалась глина, затвердевающая на солнце. В корзинах из лозы люди хранили самые разные вещи: собранный урожай и семена, пойманную рыбу и дичь, одежду и провизию.
Плетеные корзины также устанавливались в усыпальницах для хранения вещей, принадлежавших умершему и способных «пригодиться» ему в загробной жизни. Каждое племя по-своему украшало изготавливаемые им изделия. По способу плетения и отдельным характерным элементам дизайна можно было установить принадлежность того или иного предмета определенному семейному клану.
Трудно себе даже представить все то многообразие плетеных предметов, которое изобрело человечество для практического применения. Сегодня корзины подарочные радуют мастерством упаковки практически любого продукта, неизменно представляя его в выгодном свете. Это парфюмерные наборы, цветочные или наполненные шоколадом композиции в корзинах разных цветов и размеров. Кроме того, корзины часто являются и самостоятельным подарком, украшая интерьер загородного дома и придавая ему штрих изящества и очарования.
Есть несколько плетеных предметов и в Режевском историческом музее, например, вот такой плетеный короб.

Ручная граната

Ф – 1, в просторечии – «фенюша» - ручная противопехотная оборонительная граната. Граната предназначена для поражения живой силы в оборонительном бою. Из-за значительного радиуса осколков (до 200 метров) метать её можно только из укрытия, из бронетранспортера или танка. Еще это гранату называли «лимонка», наименование, появившееся в годы Первой мировой войны.
Прототип этого взрывного устройства был создан более ста лет назад. Граната до сих пор состоит на вооружении разных армий, в том числе российской, благодаря уникальным возможностям этого оружия.
Интересный путь прошло это простое, по своему устройству, средство обороны пехотинца. История её начинается во Франции. Именно здесь в 1915 году создали гранату под обозначением F – 1.
Она зарекомендовала себя лучшим образом и была вскоре принята на вооружении в России.
Это оружие по праву можно назвать легендарным. Вооруженные гранатой такого типа советские солдаты сражались в финскую компанию 1939 – 40 гг. «Лимонка» прошла всю Великую Отечественную войну. Даже после войны Советская Армия еще долгое время имела на вооружении ручные осколочные гранаты Ф-1.
В СССР в годы Великой Отечественной войны ручная осколочная граната Ф-1 выпускалась сразу на нескольких предприятиях, в том числе на Режевском механическом заводе, выпускавшим продукцию для фронта.
В марте 1942 года предприятие перевели в ведение Наркомата Боеприпасов СССР, завод получил статус предприятия союзного значения и приобрел секретное название – завод № 552.
В годы войны для Красной Армии на заводе производили снаряды, мины, ручные гранаты, огнеметы.
На этой фотографии ручная граната Ф-1 Режевского завода.

Фотоаппарат "ФЭД – 5"

Друзья, сейчас, в современном мире редко кто может обойтись без фотографий. Мы фотографируем все что видим, ведь сейчас это не занимает много времени. Но еще каких-то 30 – 40 лет назад все было совсем по другому! Давайте же узнаем немного про старый, но легендарный фотоаппарат "ФЭД – 5".
Линейка фотокамер "ФЭД" началась еще с довоенной модели, которая называлась просто "ФЭД" без цифрового индекса. Далее шли модели "ФЭД-С", -2, -3, -4 и, наконец -5 в нескольких сериях. После пятой модели классическая механическая линейка прервалась.
"ФЭД-5" - советский дальномерный фотоаппарат, производился Харьковским производственным машиностроительным объединением "ФЭД" с 1977 по 1990 год. В серию также входили камеры "ФЭД-5В" и "ФЭД-5С".
Корпус фотоаппарата - классический для дальномеров того времени. Выполнен он из светлого металла и оклеен черным текстурированным кожзаменителем. Камера весьма крупная и увесистая. У фотоаппарата есть и фирменный чехол из натуральной кожи.
В начале 90-х годов, в СССР появились более дешевые фотоаппараты. Модели фотоаппаратов "ФЭД" не выдержали конкуренции, и в день шестидесятилетия завода производство было остановлено.
Для обычного человека старые фотоаппараты "ФЭД" покажутся ненужной вещью. Наступила эра цифровых фотоаппаратов, им и отдают предпочтение. Но для настоящего фотолюбителя легендарный "ФЭД" — целое сокровище. В руках профессионала с помощью старенького фотоаппарата можно создать настоящий фотошедевр.

Весы металлические

Весы – один из древнейших приборов. Они возникли и совершенствовались с развитием торговли, производства и науки.
В наше время повсеместно используются высокоточные электронные весы, а вот механические весы и гири к ним – стали уже частью истории.
В 1669 году французский математик Жиль де Роберваль, предложил новую конструкцию весов. Роберваль расположил коромысло весов под чашечками весов, а не над ними, как это было ранее. Коромысло служило платформой. В связи с этим такие весы получили название платформенные.
Примерно в 1850 году Жозеф Беранже предложил усовершенствовать такую конструкцию дополнительными рычагами, что позволило повысить чувствительность устройства. Торговые весы системы Беранже. В простонародье именовали «уточками». Весы этой конструкции были запущены в массовое производство лишь в начале ХХ века.
Чтобы контролировать правильный вес за торговыми весовыми устройствами в 1900-е годы в России открываются «поверочные палатки». У них имелись образцовые весы и гири для проверки на точность всех весовых приборов, находящихся в обращении. На исправные гири и весы ставилось клеймо-пломба из красной меди – поверочное клеймо.
До 1906 года клеймо имело вид орла («орлик») в лапах у него две последние цифры года клеймения, а на груди номер поверочной палатки.
Под клеймом у старинных гирек можно обнаружить пустую полость в виде столбика. Когда гиря изнашивалась, ее выверяли, и, если нужно было заполняли эту пустоту металлом до нужного веса. Без клейма приборы запрещалось использовать, иначе можно было подвергнуться штрафу или вообще лишиться права торговать.
Вот на таких весах взвешивали в старину товар режевлянам в торговых лавках.

Подушка

История подушки начинается во времена Древнего Египта. Археологи находили первые экземпляры в пирамидах. Египтяне изобрели их, боясь во время сна испортить замысловатую прическу. Подушка того времени – это изогнутая дощечка на подставке. На подушки наносили изображения богов, чтобы те смогли оградить спящего от злых сил.
Деревянные подушки, вплоть до XIX столетия, были распространены и в Японии. Экземпляры, изготовленные из камня, металла или фарфора были традиционно китайскими. Это были твердые подставки, имеющие форму прямоугольника.
Первые мягкие подушки появились в Греции. Греки ценили комфорт. Шили подушки из ткани или кожи, прямоугольной или квадратной формы. В качестве наполнителя использовали шерсть животных, травы, перья или пух птиц.
Недоверчиво отнеслись поначалу к подушкам в Древнем Риме. Но вскоре и там их оценили, особенно полюбились римлянам пуховые подушки. Для их создания использовали гусиный пух. Военные начальники часто отправляли своих подчиненных добывать для подушек пух, освобождая солдат от несения воинской службы.
В древние времена считалось, что подушки способны обладать магическим действием. Так, к примеру, для крепкого сна император Нерон подкладывал браслет из кожи змеи под подушку.
Во времена Средневековья стали шить небольшие подушки под ноги, чтобы согреться в холодное время года. Такое изобретение спасало от мороза в каменных замках, где камины не могли отопить громадные своды. Также тогда люди отличались чрезвычайной религиозностью, а проводить на коленях несколько часов во время молитвы под силу не каждому. Поэтому для удобства пользовались подушками, чтобы выдержать ночные бдения.
Позже мода на пуховые постельные аксессуары появилась на Руси. У богатых людей они были набиты перьями и пухом, у бедных крестьян – сеном или конским волосом.
Молодые девушки обязаны были иметь подушки в качестве своего приданного: четыре для сна и две для декора.
На Руси с подушками связано гадание на суженого, когда под нее подкладывали прутик от веника, чтобы приснился будущий жених. На Рождество в подушку прятали еловую ветку для обеспечения счастья и здоровья на весь год.
В наше время подушки изготавливают любых размеров и форм, различных цветов с применением всевозможных узоров и рисунков. Также выпускают подушки для аллергиков и детей, учитывая особенности каждого.
Интересным нововведением в наше время стали подушки-будильники, произведенные в Корее. В назначенное время эти гаджеты способны разбудить только вас и некого рядом.

Разные стили и направления в моде сменяли друг друга, изменялись функции, возложенные на подушки. Неизменно одно – благодаря подушкам обеспечиваются комфорт и уют убранства дома.

В фондах Режевского исторического музея тоже есть несколько красивых подушек.

Денежный знак

Перед нами монета 1 копейка, один из денежных знаков из нумизматической коллекции Режевского исторического музея, выпущенная, в 1904 году Санкт-Петербургским монетным двором. Санкт-Петербургский монетный двор – один из крупнейших монетных дворов мира по чеканке монет. Основан Петром I в 1724 году на территории Петропавловской крепости. Санкт-Петербургскому монетному двору принадлежит центральное место в развитии монетного дела в России.
Тираж монеты данного экземпляра составляет 30600000 штук.
В центре реверса указан номинал – цифра «1». Под цифрой номинал слово «копейка», обозначение монетного двора «С.П.Б.» В верхней части полукругом надпись: «1904 года». Ниже этой надписи, вдоль канта, изображен венок из лавровой и дубовой ветвей, которые, в нижней части, перевязаны лентой на узел бантом.
Аверс монеты: вверху по кругу надпись «Медная Российская монета», внизу «Одна копейка». В середине аверса находится двуглавый орел. (Малый Государственный Герб Империи).
Медные монеты во времена правления Николая II составляли основу денежных отношений страны, и именно они использовались для большинства мелких расчетных операций. Ежегодно выпускались многомиллионными тиражами, вплоть до 1917 года по образцу, установленному с середины XIX века.
Такие монеты являются предметом коллекционирования у нумизматов. Первым коллекционером монет в России был Петр I с его сподвижником – Александром Меньшиковым.
Сейчас 1 копейка 1904 года есть в коллекции многих коллекционеров, вследствие большого тиража.
Деньги – важный элемент любого общества. Они носят отпечаток происходящих в нем исторических процессов.

Кружево на подзор

Подзором называют полосу ткани с вышивкой или кружевом, пришиваемую к одному из длинных краев простыни, так что при застеленной постели подзор остается открытым и свисает над полом.
Когда появились подзоры, неизвестно. Одно из первых упоминаний относится к 1701 году. Вероятно, традиция украшать подзоры многофигурной вышивкой пришла в крестьянский быт из помещичьей среды, а помещики заимствовали это с запада. В России украшения для кровати принято было называть «подзором», а в некоторых западных странах «юбкой».
Большинство белых подзоров было выполнено в конце XVIII – начале XIX века.
У подзора помимо чисто декоративных функций было и практическое применение. Чем выше в избе находилась кровать, тем теплее было спать. Так как кровати были очень высокие и достигали метра высотой, под ними было большое пространство, которое чем-то заполнялось, например, большими сундуками, ларями, корзинами и т.д. Подзор закрывал все эти хозяйственные принадлежности, то есть был вроде двери.
В кружевных подзорах, обычно белого цвета, использовался геометрический и растительный орнамент. Богатство отделки зависело от мастерства и трудолюбия хозяйки. Кружева вязали крючком из тонких нитей по схемам, или же рисунок передавался от матери дочери. Гораздо реже, использовали покупное, готовое кружево.
Почему вышивались именно подзоры, а не простыни? Потому что простыня грязнится, протирается, а вот подзор пачкается гораздо меньше.
Это было время наших бабушек.
Сейчас подзоры опять в моде, потому что это красиво. В продаже имеются много их разновидностей, некоторые оснащены карманами, куда удобно что-нибудь положить.

На фото представлены два подзора, украшенные кружевом, из фондов Режевского исторического музея.

Молоток слесарный

Найдется ли хотя бы один человек, кто усомнится в том, что молоток есть старейший ручной инструмент, сопровождающий человечество на протяжении всей его истории. Он создан для того, чтобы облегчить нашу деятельность в разных сферах – от строительства, до медицины. Это ударное приспособление, назначенное для забивания, раскалывания и
дробления предметов, а также придания нужной формы чему-либо (холодной или горячей ковки). Он состоит из двух частей – рукояти и навершия-бойка, делается из твердых материалов и обладает Т-образной формой.
Прототипом молотка, привычного для нас, явился простой обычный камень. Сначала древнейшие мастера подвязывали каменную часть к палке-рукоятке тонкими ивовыми прутьями. Позднее научились выдалбливать в камне отверстие, в которое палка уже насаживалась. Ученых занимает вопрос: каким образом ручка так крепко «сидела» в
отверстии? Многие считают, что древний человек насаживал каменный боек на широкую растущую ветвь и ждал, когда та располнеет. Лишь после этого ветка отрезалась, и орудие приобретало окончательный вид.
Первый же полноценный молоток, привычный для нас, появился в арсенале человека много позже, в Бронзовом веке. Первые молотки использовались все же не для забивания гвоздей, а для ковки других, более нужных древнему человеку изделий, размер и форма их менялись в зависимости от целей, но вплоть до двадцатого века принципиальная конструкция молотка состояла из рукоятки и стального навершия.
Образцы молотков из Режевского исторического музея, что на фото, относятся к слесарному типу, самому распространенному и универсальному. Главная их особенность – зауженный один конец бойка, в то время как другой – широкий, слегка выпуклый, квадратный либо закругленный. Что позволяет наносить более-менее точные, прицеленные удары по небольшим или вовсе мелким поверхностям.
Слесарные молотки используются для разных видов работ, но не обладают достаточно эффективными функциями, как специальные молотки. Поэтому, применяются в основном для простых вещей – забивания гвоздей, ручного выравнивания металлических
плоскостей, фиксации деталей. Некогда музейные молотки предназначались не для силовых, но точных движений руки.
И потому их ручки совсем недлинные, в отличие от молота-кувалды, например, известного своей увесистостью. (У молотка, как и топора, сила заключена и в длине рукояти, а не в одном бойке.) Ведь кувалда способна дробить и бетон.
Чтобы проверить, насколько общая длина молотка подходит лично вам, согните руку в локте, положите инструмент бойком на ладонь – рукоятка должна достать до предплечья!
На изображении - слесарные молотки из фондов Режевского исторического музея.

Клюка

Пару веков назад вести домашнее хозяйство было не так легко, как сейчас. Ещё не существовало стиральных машинок, моющих средств, воду приходилось ежедневно носить с речки, а посуда не отличалась качественным антипригарным покрытием. Но наши предки не унывали и создавали свои приспособления для облегчения домашних дел.
Некоторые из них поражают наше воображение, а что-то до сих пор используется в нашей жизни. Все эти приспособления можно ещё увидеть в деревнях − там, где сохранились настоящие русские печи.
В нашем музее имеется один интересный предмет быта, называется он клюка (кочерга). Использовалась она для мешания углей в русской печи. К ней наши предки относились очень уважительно, как к вещи полезной, ведь она символизировала домашний очаг. Будучи непременным атрибутом печки, кочерга нужна была и чтобы горячую заслонку отворить, и поленья разгоревшихся дров подвинуть вглубь топки, и
угли в ней пошевелить, и золу из подтопка выгрести. Потому и говорили: «Кочерга — в печи хозяйка».
Кстати, для непосредственного использования по назначению полагалось иметь не одну, а две кочерги; одну — для действий внутри печи, другую — для выгребания золы из подтопка. Кроме того, кочергу в стародавние времена использовали в качестве освещающей избу лучины, от которой копоти было немало. Вот откуда пошло выражение
«ни богу свечка, ни черту кочерга», когда речь идет о чем-нибудь никчемном! И железным прутом с характерным загибом нижнего края она стала не сразу, — первоначально называлась ожиг и представляла собой деревянную палку, обгорелую с одного конца, а потом стали брать для печных нужд палку от суковатого ствола — кочеры.

Домкрат

Слово домкрат голландского происхождения, как, кстати, и многие такелажные термины в русском языке. Точных доказательств нет, но вероятно, что их вхождение в русский язык произошло при Петре Первом. Так как именно в то время в русском языке появилось много заимствований из голландского и немецкого языков. Устройство домкрата (от голландского «dommekracht») достаточно старого происхождения и известно с древности.
Существуют 2 популярные легенды, связанные с этим механизмом.
Первая гласит, что домкрат в древности использовался в военных действиях в качестве инструмента, которым ломали ворота в осаждённый город. По этой причине конструкция домкрата была засекречена. Если верить легенде, конструкция домкрата была продана (один из первых случаев шпионажа, который известен истории). По другой версии, бродячий художник написал портрет дворянина, который опирался на домкрат. После чего художник воспроизвел рисунок и передал (или продал) его враждующей стороне.
Другая легенда связана с происхождением автомобильного домкрата. Его изобретателем принято считать Питера Лунати. Он занимался ремонтом машин в 20-х годах 20-го столетия в США. А идея создания автомобильного подъемника с центральной гидравлической стойкой запитанной от ручного гидроагрегата, посетила его в парикмахерской. Там мастер, подстригая его маленького сына, легко поднял кресло на нужную высоту с помощью простого гидравлического устройства с ручным (вернее ножным) приводом-насосом. И не прошло и года, как в 1925 году Лунати изготовил автомобильный платформенный подъёмник с центральной гидравлической стойкой, запитывающейся от гидроагрегата с ручным насосом.
Возможность купить домкрат, обеспечивающий быструю замену колеса прямо на дороге, появилась ближе к середине столетия. Что показательно, мобильным и компактным домкратом, хранимым в багажнике, стал механизм винтового типа с ромбовидной формой конструкции. В то же время для армейских машин с повышенной проходимостью стали выпускать реечные домкраты, а чуть позже — компактные гидравлические системы вышли на гражданский рынок.
В фондах Режевского исторического музея тоже можно увидеть старый автомобильный домкрат.