…опять скрипит потёртое седло

…опять скрипит потёртое седло

Ещё в начале прошлого столетия жизнь русского человека вообще, а крестьянина в особенности, неразрывно связывалась с лошадью, с конской повозкой, тягой. В экспозиции Режевского исторического музея представлено седло верховое с деревянным каркасом – часть конской сбруи, сиденье, надеваемое для езды на спине лошади. Предметы сохранились с конца XIX – начала XX века (однако само рождение такого седла на жёсткой основе восходит ещё к VI – VIII векам, связанное с культурой тюркских кочевников). Деревянное основание – седловище – образуется из полукруглых изгибов-лук, позволяющих всаднику уверенно держаться в седле; передняя лука, более высокая, берегла лошадиную холку, задняя же, низкая и пологая – круп животного (израненная лошадь – ну, какая ж она помощница мужику на пахоте и бороньбе?). Луки приклеены к широким дощечкам-палицам, обращённым друг к другу верхними кромками (так искусно, что сам деревянный каркас выглядит цельным). На обеих палицах видны прорези для путалищ (путлищ), кожаных ремней, подвешивающих стремена. На самом седле деревянное основание обтянуто седельной подушкой, сшитой из кожи и подбитой войлоком. По краям седла свисают тебеньки – кожаные полотнища небольшого размера, опять же берегущие лошадиные бока – как и ноги всадника – от трения, причиняемого стременными (путлищными) ремнями. Старое шорничество прадедов – ремесло по выделке конской амуниции – весьма широкая и повсеместная в былые времена, но давно исчезнувшая профессия. А жаль… Поскольку и в современной жизни лошадь, не соперничая с техникой, вполне ещё может быть доброй помощницей на частном подворье. Не говоря уж и том, что общение с ней вообще и верховая езда, в частности, оказывают весьма благотворное влияние на человека, особенно на ребёнка.