«Краски-соперницы»

«Краски-соперницы»

С незапамятных времен Китай славился искусством керамики. И действительно, возраст у гончарного ремесла в Поднебесной самый что ни на есть почтенный: более 3 тысяч лет. В IV – V веках пытливые китайцы создали фарфор и фаянс. Последний рожден из белых глин-каолинов, что и фарфор, да не любит он большого жара в печи. Подобный черепок непрозрачен и не может быть тонким, не в пример фарфоровому, да и бьется проще. Однако же фаянс покрывали глазурью, расписывали, нанося рисунок до или после глазурования. Китайская роспись являет собою некий оживленный «спор» нескольких ярких, сочных красок. В XIV – XVII веках мастера из Поднебесной украшали фаянсовый черепок синью, прежде чем нанести глазурь. Со временем кисть живописца внесла и пеструю череду броских эмалей (красной, розовой, зеленой, желтой), не позволяющих затмить себя синей «сопернице». Пронзительные краски не меркли перед синью решительно, но с тем и дополняли друг друга. Это искусство звали именем «доуцай», что значит в переводе – «краски-соперницы». Самые частые мотивы росписи – растительные. На белоснежном либо серо-голубом, серо-зеленом фоне словно пробуждаются весна и лето в Китае: зацветает дикая слива- мэйхуа, красуются лотосы, хризантемы, тонкие стебли бамбука, кустики с розой и пионом. На иных черепках видны и птицы: павлины, петухи, утки. В Режевском историческом музее хранится образец китайского прикладного искусства – овальное блюдо из фаянса с волнообразными краями. По белому фону яркими красно-сине-зелеными красками разрисован посредине и по краям растительный орнамент (на фото).

В России фаянс известен с XVIII века, и весьма затейливый. Руки наших умельцев знавали не один лишь белый фаянсовый черепок, но кремовый и серый, лиловый и мраморный. Посуду украшали цветными глазурями, рельефной выпуклостью. Одно из чудес русского художества – подмосковная Гжель, известная своим полуфаянсом с бело- синей росписью. Изделия из фаянса давно и прочно вошли в повседневный быт. Но с тем же остаются предметом тонкого искусства.