Публикации

Ложка чайная

Ложка – настолько древнее изобретение, что невозможно установить временной промежуток ее существования. Исследователи называют разные даты ее рождения, предположительный возраст колеблется от трех до семи тысяч лет. Неизвестно даже происхождение названия этого слова. Лингвисты видят общеславянский корень в словах «лизать» или «елозить», а также «лог», что означает «углубление». Возможно происхождение от греческого – «глотать».
Подобие ложек использовали еще первобытные люди, это были морские раковины, половинки ореховой скорлупы или согнутые плотные листья растений. До сих пор некоторые племена в Африке и Южной Америке используют вместо ложки удобные раковины моллюсков. Первые ложки, сделанные людьми, выглядели как небольшие глиняные ковшики с короткими ручками. Позже для создания этого предмета использовали дерево, кости и рога животных, еще позже – металл. Есть несколько разновидностей ложек, размер и форма столового предмета зависит от его назначения: чайная, суповая, десертная, иногда встречаются специальные ложки-щипцы.
Ложки кажутся обычной, привычной кухонной утварью. Но, пройдя долгий исторический путь, они стали участниками многих интересных историй и примет. Например, если положив случайно две ложки в одну чашку, можно ожидать свадьбу или тех, кто облизывает ложку после еды, ждет счастливое супружество.
В Режевском историческом музее хранится множество чайных ложек.

Прибор для специй

Такую изящную принадлежность для сервировки стола в 1950-1960-е годы имела почти каждая советская семья. Набор для специй состоял из 3-х стеклянных баночек с крышками (для соли, перца и горчицы) на металлической подставке с удобной ручкой для переноса. Стояли такие приборы и в каждом заведении общепита. Их часто дарили женщинам в подарок. Сегодня хозяйственные магазины полны кулинарными приспособлениями разных видов. Но этот столовый прибор остался актуален. Дизайн его конечно изменился, но назначение осталось прежним. Ну и конечно, многие предпочитают ручные мельницы, чтобы аромат был ярче. Интерес к специям был всегда. В древности специи были ценным предметом торговли, тогда обычная соль ценилась дороже золота. Современные супермаркеты поражают обилием специй и приправ, на прилавках можно найти как классические, так и самые редкие. Во времена Советского Союза, такого изобилия не было, но и в то время пытались улучшать вкусовые качества продуктов, используя специи. Самыми популярными и доступными, конечно же были соль, перец и горчица. Они всегда присутствовали на столах, как в ресторанах, так и в рабочих и студенческих столовых. Горчицу даже называли «студенческим маслом», так как студенты вместо дорого масла намазывали бутерброды бесплатной горчицей. В нашем музее можно увидеть такие приборы для специй, а также отдельные солонки и перечницы из различных материалов самых разнообразных форм.

Коса литовка или коса стойка

Коса — сельскохозяйственный ручной носимый инструмент для скашивания травы (на сено, на корм скоту, для выравнивания газонов и т. п.). Такие орудия, которыми можно более-менее легко срезать траву, стали появляться только с освоением металлургии, к концу эпохи неолита — между VI и IV тысячелетиями до н. э. Вообще первым инструментом для облегчения уборки урожая и заготовки кормов для скотины стал жатвенный нож — серп. Его было гораздо проще изготовить древнему кузнецу, нежели нож косы. Затем в использовании появилась коса – горбуша (горбушка, волынка) — другая разновидность инструмента, которым можно срезать стебли травы. Она напоминает большой серп на длинной изогнутой рукояти. Работают ею согнувшись (сгорбившись), косят, попеременно разворачивая остриё влево-вправо.

Сегодня со словом коса ассоциируется коса-стойка, которая позволяет работать, не сгибаясь, более известная в нашей стране под названием коса-литовка. Коса являлась незаменимым инструментом для крестьянина, поскольку с ее помощью можно было заготовить большое количество корма для скотины. Ведь только одной корове нужно около 5 тонн сена на зиму. А если в хозяйстве много скотины?

Этому виду сельскохозяйственного инвентаря для скашивания травы или уборки зерновых всего несколько сотен лет. Нож литовки имеет довольно сложную форму, и для его изготовления требуется качественная сталь. Коса стойка (литовка) распространена не только в России, но и в других странах. Этот инструмент индивидуальный и требует настройки именно под косаря. При правильной настройке и соответствующих навыках косьба в течение продолжительного времени не вызывает заметной усталости, хотя при этом задействовано большое количество мышц. Лезвие косы сначала отбивают (подвергают наклёпу), а только потом подтачивают. Отбивку осуществляют косным молотком на специальной подставке (бабке) которую вбивают острой частью в чурку (пенёк). После отбивки и во время работы периодически лезвие правят правилом (железный прут) и подтачивают точильным бруском. Нормальная коса после отбивания выдерживает, в зависимости от прокашиваемой местности три-четыре или семь-восемь часов косьбы. Косят традиционно с утра. Главный фактор повышения эффективности косьбы при росе состоит в том, что трава (или иное скашиваемое растение) за счет росы утяжеляется и оказывает лезвию косы большее инерционное сопротивление. В результате этого трава срезается, а не пригибается к земле лезвием.

Существует такая поговорка — «Коси коса, пока роса; роса долой — коса домой».

Знамя Победы

Анатолий Кузьмич Исаков – режевлянин, ветеран войны. С 1937 по 1945 год крепил он дальневосточный рубеж, лицом к лицу с японскими милитаристами. По возвращении домой трудился в Режевском горкоме, а на пенсии – внештатным корреспондентом «Правды коммунизма».

Как-то в курортных Ессентуках, в парке, Анатолий Кузьмич гулял среди зеленеющих каштанов и присел на скамейку рядом с сухощавым мужчиной среднего роста. Тот не обращал внимания ни на кого, устало сложив руки на колени. Это был… Михаил Алексеевич Егоров. Герой Советского Союза, водрузивший Знамя Победы в Берлине. Уже после той встречи Исаков узнал о гибели своего собеседника.

30 апреля 1945 года советские войска штурмовали Рейхстаг – последний бастион германского фашизма. В Идрицкой дивизии (I Белорусского фронта) сержанту Михаилу Егорову, разведчику, и младшему сержанту Мелитону Кантарии вручили знамя. И всем 9 дивизиям, осаждающим Рейхстаг, тоже выдали знамена. Одному из них предстояло войти в историю с именем «Победа».

С началом штурма Егоров, Кантария и лейтенант Алексей Берест подползли  вплотную к врагу и развернули знамя. Да, их было не двое, а трое, но имя Береста после войны осталось в стороне. Почему – загадка.

– Ему многим обязан наш батальон в том, что первым ворвался в логово фашизма и водрузил Знамя Победы. Замполит лейтенант Берест в решающие бои  проявлял большую заботу о бойцах, чтобы победить врага малой кровью.

С большой теплотой вспоминал Егоров своего комиссара и поведал о нем Анатолию Исакову.

Воодушевленные бойцы стремительно ворвались в Рейхстаг. В полутьме люди яростно сражались за любой пролет, комнату, за каждый этаж. Страшновато пришлось знаменосцам. Темень вокруг, небо в сплошных разрывах, но они поднимались все выше. Вот уж и древко знамени иссечено осколочьем. Герои лезли по крутой боковине купола, резали руки в кровь о разбитые стекла. Наконец и макушка. Разыскав железную трубку, поставили знамя, подвязали ремнем, чтоб крепче держалось. Этот подвиг оставил на руках у солдат шрамы и рубцы. А в нижних этажах не смолкал еще бой…

В ночь на 1 мая 1945 года Егоров, Кантария и Берест вознесли Знамя Победы. Так была поставлена точка в великой схватке с фашизмом.

Рубель

Рубель (ребрак, качулка рубчатая) — предмет домашнего обихода использовался для катания белья, накатки кож. Рубель представлял собой пластину из древесины твёрдых пород дуба, рябины, бука, клёна, берёзы и с ручкой на одном конце. На одной стороне пластины нарезались поперечные скруглённые рубцы, вторая оставалась гладкой, а иногда украшалась затейливой резьбой. В разных регионах рубели могли отличаться или особенностями формы, или своеобразным декором.
Гладить тогда по физической нагрузке было равнозначно тому, что сейчас в тренажерный зал сходить! Процесс глажки происходил так: свежевыстиранное, еще влажное белье накручивали на скалку (получалась скатка), на которую сверху укладывали рубель зубчатой стороной вниз и прокатывали им несколько раз по скатке, с силой прижимая рубель обеими руками за рукоять и противоположный конец.
Рубель часто преподносили в качестве подарка. Так, завидный жених вполне мог подарить рубель красавице на выданье, а заодно и проверить будущую хозяйку на «годность». Говорят, по тому, как невеста гладила, решали, готова ли она к семейной жизни. Если одной рукой — девушка сильная и станет настоящей хранительницей домашнего очага, а если двумя, то слабенькая и замуж ей пока рано.

Утюг паровой угольный

Утюг появился в жизни человека более 2000 лет назад. 3а все это время он из обычного булыжника превратился в электрический агрегат с функцией отпаривания и регулируемой мощностью. Чем же гладили одежду раньше?
По мнению исследователей, утюг пришел к нам очень давно. Еще древние люди использовали обычные огромные камни, которые клали на одежду и оставляли на некоторое время. Камень выполнял функцию пресса, и одежда разглаживалась под его тяжестью.
Греки в античности не только разглаживали, но и создавали складки на одежде. Для придания ткани оригинальности они изобрели плиссировку, а достигался такой эффект при помощи нагретых металлических прутиков. Китайцы в IV веке для разглаживания одежды и вещей использовали приспособление, напоминающее по виду сковороду.
Славяне гладили вещи при помощи «валька» - палки с рукояткой - и «рубеля» - рифленой доски. Одежда наматывалась на «валек», а сверху прокатывали «рубель». Посредством таких действий не только разглаживали одежду, но и размягчали её, ведь состояла ткань
из грубых натуральных нитей. Позднее для глажки стали использовать жаровню. Сверху насыпали раскаленные угли и, держа за ручку, водили по одежде, разглаживая морщинки. Делать это было небезопасно,
поскольку угли могли вылететь и обжечь человека, либо прожечь изделие. В XVI веке на смену гладильным жаровням пришли угольные утюги, которые также называли паровыми.
Угольные утюги имели открывающийся корпус для углей. Сверху утюга находилась ручка, а по бокам - небольшие отверстия. Дно утюга остывало намного медленнее, чем в жаровне. Чтобы не давать углям остыть, дули в боковые отверстия. Угольные утюги были очень тяжелыми, некоторые модели могли весить до десяти
килограммов. Равномерность нагревания основы обеспечивали решеткой, которую клали внутрь, под угли. Паровые утюги хоть и были гораздо удобнее жаровен, все же частенько теряли угольки и могли испортить ткань.
В ХVIII веке в России началось промышленное производство утюгов. Своими утюгами прославились, например, Демидовские заводы. Ассортимент гладильных приспособлений был очень разнообразен: выпускали утюги для шляп, кружев, манжет и даже бильярдных
столов (утюжить сукно). Еще делали маленькие металлические подошвы в виде капли или овала на длинной ручке, приваренной к подошве под углом – это приспособления для утюжки рукавов. Были даже специальные «утюги» для перчаток – в виде металлической
руки. И если цельнолитые утюги для толстого сукна и других подобных материалов весили десяток килограммов, то вес утюжка размером с пол-ладони был около 100 граммов.
На Руси, глядя на то, как будущая невеста утюжила одежду, решали, готова ли она к семейной жизни. Если одной рукой – девушка сильная и станет хорошей хозяйкой, если двумя – слабая, и замуж ей еще рано.

Закружили хоровод белые снежинки…

Прямо с неба к нам летят

Лёгкие пушинки.

Серебрятся и блестят

Белые снежинки.

Гришин А.

Какой же Новый Год без снежинок? Конечно, никакого. С самого детского сада нас неустанно преследует этот образ. Мы наряжаемся снежинками, вырезаем их, украшаем с их помощью свои дома, школы, офисы. Ведь всем, даже взрослым, хочется новогоднего чуда, и образ снежинки, как неотъемлемая часть этого праздника, всегда рядом. Но откуда же пошла эта, такая родная, традиция?

Само искусство вырезания узоров из бумаги является очень древним и начинает свою историю в Китае, примерно во II веке до нашей эры, когда и была изобретена сама бумага. Искусство вырезания узоров из бумаги очень полюбилось многим странам. Традиции каждого отдельного народа вносили в искусство вырезания узоров из бумаги свои особенности и специфичность. Вырезание снежинок из бумаги является одним из направлений древнего искусства вырезания узоров из бумаги. Предположительно вырезка снежинок появилась именно в России. Причём задолго до появления бумаги. Дело в том, что с давних времён в древней Руси для изготовления различных предметов быта использовали бересту (кору берёзы). Прорезая ножом бересту, создавали различные сложные узоры. И так как Россия северная страна, где долгие и снежные зимы, то красивые узоры настоящих снежинок не могли обойти стороной узоры на изделиях быта. В настоящее время снежинки вырезают, конечно, уже не из бересты, а из бумаги. Из года в год зимой резные снежинки на окнах согревают своей красотой людские сердца. Бумажные снежинки можно собирать в гирлянды, украшать ими открытки, картонные шкатулки, подарочные коробки. Вариантов применения снежинок множество, главное – проявить фантазию.

Гвоздь войны народной

В Режевском историческом музее хранятся уникальные экспонаты – гвозди, выкованные к 100 – летию Отечественной войны 1812 г. В той войне нашим народом была одержана победа над «Великой армией» французского императора Наполеона Бонапарта. На широких шляпках гвоздей изображен профиль генерала – фельдмаршала М.И. Голенищева – Кутузова, главнокомандующего российской армией, удостоившегося за спасение Отечества титула князя Смоленского (титул военачальника отчеканен под профилем).

Отчего же «вечную память двенадцатого года» мы находим и в одном из уральских музеев, столь далеких от мест основных событий войны? В 1812 году на защиту Отечества выступили не только смоляне, москвичи, волжане – но и уральцы, и сибиряки. На поле Бородинской битвы под Москвой на черном постаменте памятника 23-й дивизии Бахметьева светятся золотом слова, обращенные чудо – богатырям Екатеринбургского полка, «незабвенными подвигами мужества стяжавшим себе бессмертную славу».

Мастеровые Верх – Исетского, Невьянского, Режевского и других уральских заводов снабдили армию боеприпасами. В музее хранятся также пушечное ядро 1812 года и копия чертежа, по которому режевляне отливали эти ядра.

Бритва складывающаяся

Карандаш, ложка, часы, бритва — вещи для современного человека совершенно обычные. В годы Великой Отечественной войны эти и многие другие простые предметы имели для фронтовиков совершенно иную ценность. Несмотря на военно-полевые условия, советские солдаты бороды не отращивали. Брились красноармейцы «опасными» бритвами. В ходу были советские бритвы "Труд Вача" и немецкие "Золинген". Последние ценились больше, потому что качество стали было лучше.
История бритья почти так же стара, как человечество: около 20 000 лет назад наши предки начали удалять волосы на лице – почему, неизвестно. В железный век, как показывают раскопки, усовершенствовались орудия труда и, в частности, приспособления для бритья. Тогда впервые появились острые металлические предметы. Однако бритье по-прежнему оставалось достаточно опасным занятием, а бритвенный прибор требовал значительных усовершенствований.
Новаторами в области изобретения бритвенных приспособлений по праву можно считать людей военных. Именно они в разные времена и исторические эпохи творчески подходили к бритью. В перерывах между битвами воины развлекали себя, наводя глянец на щеках и подбородке, используя для этого то, что было под рукою, – саблю, секиру, нож. Позже развлечения переросли в привычку, в традицию, которые были закреплены в армейском уставе. А простой боевой нож эволюционировал в острую «опасную» бритву.
В нашем музее хранится такая «опасная» бритва, она была найдена красными следопытами на месте боев 3-ей гвардейской стрелковой дивизии 1941 – 1945 гг.

Решето

Такое огромное старинное решето можно увидеть в нашем историческом музее. Диаметр у него около метра, имеется специальный крюк, на который подвешивают решето. Решето большого размера с высокими боковыми стенками называлось грохотом. В старину таким решетом пользовались, когда мололи муку вручную и просеивали в амбарах. А из того, что осталось в решете, варили кашу. Дно у него было из металлической решетки, поэтому хлеб из такой муки называли «решетный». Был еще «ситный» хлеб, когда муку просеивали через сито, которое делали из конского волоса. Хлеб из такой муки получался более легкий и пышный, так как мука была мельче. Но прежде, чем получить муку, зерно нужно было истолочь. Первым инструментом была каменная ступка и пестик. Затем зерно стали не толочь, а перетирать. Это была по-прежнему тяжелая работа, легче стало получать муку только после появления мельниц. Раньше почти на каждой речке стояли мельницы. И зерно, очищенное в решете от соломы и грязи, везли на мельницу. Крестьяне в ожидании помола могли обменяться новостями с односельчанами. Про решето существует много легенд и поверий. Его использовали и как оберег. Так воду, пролитую через решето, считали целебной, омывали ею ребенка, домашних животных в лечебных целях. В некоторых местностях, чтобы вызвать дождь, лили воду через решето, а чтобы остановить дождь – переворачивали. Решето упоминается в пословицах. Так о бессмысленном времяпровождении говорили «носить воду решетом». А об опытном человеке говорили, что он «прошел сквозь сито и решето».

«Взять сказки у всех…»

В 1718 году Пётр I повелел «взять сказки у всех, …чтоб правдивые принесли, сколько у кого в которой деревне душ мужеска пола…» (ранее исчислению подлежали не люди («души»), но дворы, где они жили). Изложенный с небрежностью и невнятностью, указ вызвал замешательство: подушные списки («сказки») – далеко не все и не во всём правдивые – явились государю спустя три года. Не меньшее время заняла и «ревизия» (проверка) списков. Пётр I скончался, так и не
дождавшись конца предпринятого дела. Таков первый – более чем скромный – опыт учёта населения в России. Настоящие, основанные на научных принципах всеобщие переписи в «одной шестой» проводятся лишь с конца XIX века: отечественные архивы содержат информацию девяти подобных переписей в настоящее время. Несмотря на почтенный возраст, госпожа Статистика интересуется решительно всем – дотошная и любознательная, правдивая и скрупулёзная. Её строгий и деловитый нрав проявился особенно в последней Всероссийской переписи 2010
года. Данный труд существенно уточнил принятые после 2002 года (итогов первой постсоветской всеобщей переписи) национальные проекты в сферах экономического развития, жилищной политики, здравоохранения, образования, меры по укреплению демографического положения в стране. Статистические сведения, полученные, разъяснённые и опубликованные в 2010 – 2013 годах, послужили для дальнейшего стратегического планирования как Российской Федерации в целом, так и для отдельных регионов в частности. В 2017 году Администрация Режевского округа представила основательную «Стратегию социально-экономического развития» местного государственного субъекта. Вторая часть документа посвящена всестороннему статистическому анализу, определяющему все преимущества и «болячки» современной жизни в городском округе, весьма непростой и неоднозначной. Данный труд окажется небезынтересен всем тем, кому небезразлично, как сложится будущее города и района.

Источник изображения http://russiantourism.ru/secrets/secrets_7273.html

Старинный альбом

Слово «альбом» заимствовано в начале XIX века в русский язык из французского, где оно означает «памятная книга».

XX век. Закат писем, открыток. Телефон обращает письменность в ненужную роскошь. Но прошлое постоянно манит к себе, заставляет пристально вглядываться вдаль и сожалеть об утраченном.

В нашем музее есть старинный альбом с открытыми письмами, помогающими по крупицам воссоздать образ ушедшего времени.

Разумеется, самым частым поводом для отправки открытки было поздравление с праздником, главным из которых и в России, и в Европе было Рождество.

Период с 1895 по 1917 год считают «золотым веком» российской открытки. Герои сюжетов – чаще всего дети, а содержание поясняла рифмованная подпись. Не меньшую значимость представляет и текст, который написан на открытках, сейчас уже так не говорят.

Рассмотри открытки прошлого века: красивые виды природы, трогательные рождественские темы, пасхальные… Все они собраны в альбом женщиной, чей образ незримо присутствует рядом.

«Многоуважаемая Елизавета Александровна! Я очень был удивлен. Какая могла быть этому причина? При первой нашей встрече с Вами мы решили так, т.е. Вы согласились мне позвонить по телефону, но я до сих пор еще не имел счастья разговаривать с Вами. Поэтому покорнейше прошу Вас разрешить мне позвонить Вам по телефону или прошу Вас позвонить мне. С уважением, В.П.В.»

Какие чувства вызывают эти строки? Восхищение высокой культурой языка и отношений, восторг, что послания пережили эпоху и звучат сейчас, в XXI веке.

Глубоко символично, что на каждой открытке напечатано «открытое письмо», открытое письмо нам, потомкам, ведь, листая этот альбом, попадаешь в атмосферу начала XX века. Всё ещё очень спокойно, люди ездят отдыхать на Кавказ, присылают оттуда открытки с восторженными отзывами, открытки с меню…

«Золотой век» закончился после революции. А каждая из них осталась свидетелем безвозвратно ушедшей эпохи. И пусть ни отправителей, ни получателей уже нет в живых, открытки до сих пор хранятся в частных коллекциях и в музеях.

Целая эпоха в одном небольшом альбоме. И какая эпоха!

Светильник

Настольная лампа в советском прошлом была в каждой семье.
Когда-то классическую настольную лампу подарила Н.К.Крупская своему мужу В. Ленину, которая ему очень понравилась, и в главной библиотеке страны на столах были установлены именно зеленого цвета настольные лампы. Позднее такая настольная лампа в СССР стала считаться признаком достатка в доме. Популярны были и металлические светильники. Абажуры стали делать различных форм, из разных видов материалов. Абажуру чуть более двух столетий. Впервые они появились во Франции. Изначально абажур имел чисто практическое значение, защищал глаза от яркого света. Колпак, направлял световой поток вниз, было очень удобно читать при таком освещении.
Много позже настольная лампа стала не просто функциональной вещью, но превратилась в предмет интерьера, стала символом домашнего уюта.

Ручная мельница

В нашем музее есть огромное количество уникальных и старинных предметов, одним из таких предметов является ручная мельница – крупорушка. А что же такое мельница?
Мельница – это механизм, который осуществляет помол зерна и других продуктов. Ручная мельница - крупорушка использовалась для переработки зерна на муку и крупу. Состоит такая мельница из двух деревянных кругов - нижнего и верхнего. На соприкасающихся поверхностях деревянных барабанов прибиты металлические пластинки, при помощи которых вращающийся верхний барабан размалывает зерна на муку и крупу. На верхнем барабане установлен металлический стержень, на который надета деревянная ручка. Использовалась такая мельница в конце XIX - начале ХХ веках на крупозаводах или крупоцехах для переработки пшеницы, гречихи, проса, ячменя, кукурузы, гороха, овса, риса, сои.

Брат на брата…

Весна 18-го захватила Урал в бурю ненависти и братоубийства, называемого Гражданской войной. Вопреки мифу о «победном шествии Советской власти», революционные события раскололи общество примерно наполовину: среди противников большевиков (красных) наиболее значительным выдвинулось Белое движение, стремящееся удержать от гибели русскую государственность. В Режевской край война пришла с Монетной и Крутихи, где в августе - сентябре того года завязались жестокие бои. Эти события освещены в книге «Формирование на ходу», принадлежащей перу знаменитого уральского писателя Павла Бажова. Отряд моряка-балтийца Павла Хохрякова прикрывал отходящие к Егоршино красные части. На него обрушились конные белоказаки, чешские легионеры и белая офицерская рота: и теми, и другими водила злая сила. Плотной, меткой стрельбой красные отбрасывали противника, – пулемётная дрезина белогвардейцев же нещадно хлестала смертным огнём. Шальная пуля смертельно ранила отважного командира. Бажов так описывает последние мгновения жизни Хохрякова: «Захватив рану бинтом, он смог лишь сказать: – Держитесь крепко… командир Матвеев… В Нолинске… В деревне… жена… сын… Выучите сына…матросом… командиром… всё можно будет… Не сдавайте позиции».

Угасающий на глазах балтиец надеялся, что в России «всё можно будет». Наивные и смутные, но фанатичные чаяния о счастливом будущем водили целыми армиями в невежественной, полубезграмотной стране. Людям хотелось достойно жить и трудиться, и в том была их правда. Но гражданская война не принесла ей счастья: красные воевали за народную власть, отнятую впоследствии у самого же народа советскими вождями и обюрократившейся, выродившейся правящей партией.

Да сохранит Бог Россию от новой гражданской войны, от кровопролитных смут и испытаний…

Светец

Испокон веков главным источником тепла и света для наших предков оставался огонь. На Руси для освещения крестьянской избы пользовались зажженной лучиной. Чаще использовалась хорошо просушенная березовая или осиновая лучина. Обычно она вставлялась в специальное приспособление – светец.

Это кованое приспособление, наподобие вилки с тремя зубцами на одном конце и острием на другом. В развилку крепили лучину, а другой острый конец вбивали в стену или укрепляли на столе. Под светец ставили корыто с водой для падающих угольков, во избежание пожара.

Во время освещения лучину необходимо было закрепить под правильным углом. Чтобы было светлее.

Светец и лучина были необходимыми для прях, так как прядение длилось всю зиму и можно было работать долгими вечерами.

Вот как вспоминает о своем детстве Федор Иванович Шаляпин:

«Темным вечером осени сижу на полатях у мельника Тихона Карповича в деревне Ометевой около Казани, за суконной стороной. Жена мельника, Кирилловна, моя мать и две-три соседки прядут пряжу в полутемной комнате, освещенной неровным, неярким светом лучины. Лучина воткнута в железное держальце – светец; отгорающие угли падают в ушат с водой, и шипят, и вздыхают, а по стенам ползают тени, точно кто-то невидимый развешивает черную кисею. Дождь шумит за окнами; в трубе вздыхает ветер»…

В крестьянском быту светец сохранялся вплоть до революции 1917 года.

Открытка

Появление открытки во многом было вызвано сугубо практическими надобностями, да и сегодня она, не утратив своей первоначальной функции, является одним из видов почтовой связи, хотя и мало распространенным по причине наличия более скоростных вариантов передачи информации. Ныне функции открытки несколько изменились, и мы воспринимаем ее главным образом как атрибут праздника и поздравления.
Открытка, или, если говорить полностью, открытое письмо, либо, как ее иногда называли в конце XIX - начале XX века, "артистическая карточка", имея в виду наличие на открытке какого-либо изображения, того, что создавалось художниками, не имеет одной, точно определенной даты рождения. Процесс этот имел немало линий и направлений развития, да и времени прошло предостаточно, прежде чем открытка приняла более или менее привычный сегодня вид.
Самая ранняя поздравительная карточка, которую хранит Британский музей в Лондоне, датирована XV веком, то есть временем начала книгопечатания в Европе. Она посвящена празднику св. Валентина. Ее создание приписывают герцогу Орлеанскому. Сидя в тюрьме, он сочинял любовные послания жене. В начале XIX века в Англии стали пользоваться поздравительные карточки, посвященные Пасхе, Рождеству, дню св. Патрика. Не все они пересылались по почте, но все-таки это были уже открытки, если под ними понимать именно "открытые письма". В 1795 году была выпущена серия рождественских открыток, исполненная по рисункам английского художника Добсона. А через пять лет их уже открыто продавали в магазинах вместе с почтовой бумагой.
В России открытые письма были введены в обращение 1 января 1872 года. Они были не иллюстрированными. Самые ранние - серовато-белые, далее в мае 1872 года появляется три вида почтовых карточек: универсальные - черные, которые можно было отправлять как внутри города, так и в другие города, в зависимости от цены наклеенной марки; коричневые - для отправки внутри города и зеленые - иногородние. 19 октября 1894 года министром внутренних дел России было разрешено выпускать "бланки открытых писем частного изготовления". До этого времени монопольное право на выпуск открытых писем принадлежало почтовому ведомству.
Первыми иллюстрированными открытками в России считают фотографические видовые открытки с изображением достопримечательностей Москвы. После революции, в Советском Союзе открытки были сначала объявлены буржуазным предрассудком, однако со временем их производство вновь началось, поэтому все мы помним о прекрасных открытках, посвященных таким праздникам, как Новый Год, 23 февраля, 8 марта, День Победы, и 1 мая. В Режевском историческом музее хранится множество открыток, посвященных различным сферам деятельности человека, а также с изображениями природы, мультфильмов, произведений искусства и многого другого. Сегодня предлагаем вашему вниманию открытку с видом на наш славный городе Реж.

Встреча с артистом

В июле 1969 года в провинциальном Реже задержался поезд искусств: в гости к режевлянам приехали знаменитые артисты кино, цирка, эстрады. Среди них оказался Николай Крючков, народный артист СССР (впоследствии Герой Социалистического Труда). По приезде Николай Афанасьевич первым делом отправился «закинуть удочку» – в костюме заправского рыболова, серой кепке, сдвинутой по- молодецки набекрень. Живописная окрестность в устье речушки Быстрой, режевской пруд явно пришлись по душе именитому гостю. Июльским вечером на стадионе «Металлург» – сценической площадке – состоялся большой концерт. Крючков подробно рассказал о своей насыщенной творческой жизни: к 60-летнему юбилею актёр сыграл более 85 киноролей. Наибольшую славу артисту принесли киноленты предвоенных и военных лет: «Трактористы», «Парень из нашего города», «Небесный тихоход», «Звезда», и др. На образах, воплощённых Николаем Крючковым, учились жить целые поколения советских людей. Режевские пионеры преподнесли Николаю Афанасьевичу букеты цветов. – Весь свой талант, свой опыт, жар своего сердца я без колебаний отдам служению нашему великому народу. Русский низкий поклон вам, друзья, - благодарил напоследок всех собравшихся знаменитый гость. На прощание актёр из легенды исполнил для режевлян свою любимую песню «Три танкиста». Он ушёл со сцены под громогласные аплодисменты. Блестящий мастер сценического искусства носил славу богатыря отечественного кино: чтобы почувствовать живой русский характер, нужно посмотреть хотя бы один фильм с участием Крючкова. А лучше всего посмотреть все!

Родные профессии

У молодого паренька, недавнего выпускника СПТУ, «закашлял» трактор в поле.

– Давай посмотрим, – обронила вдруг, улыбаясь, проходившая мимо женщина, уже немолодая. Скользнув беглым взглядом по технике, она с уверенностью произнесла:

– Гляди, у этой тяги крепление ослабло, вот она и бренчит. Эх, ты, горе-механизатор! И ушла так же внезапно, как и появилась. Удивленные хлеборобы сбились возле машины.

– Во дает! – воскликнул молодой парень. – В технике не хуже нас разбирается.

– Я ее знаю, – сказал кто-то в группе, – она работает прачкой в хлебопекарне.

И действительно, Зоя Поликарповна Черепанова трудилась в хлебопекарне села Черемисского. С работой – стиркой, глажением спецодежды для хлебопеков – справлялась блестяще. Режевское райпо не раз награждало скромную работницу.

Совсем еще девчонкой была Зоя Поликарповна, окончив тракторные курсы. По-женски тонкие руки капитана «корабля полей» крепко держали рычаги. Без малого 30 лет проработала она среди трактористов села Черемисского. Труженица тыла в годы Великой Отечественной войны. Тяжкая доля, что ж тут говорить! Приходилось по 15-16 часов в день не оставлять машину. Самоотверженный труд во имя Победы дал знать о себе. У Зои Поликарповны стали болеть руки по ночам, и боль точно иголками пронзала, казалось, с ног до головы.

И вот оно, слово медиков, точно приговор: «Профессиональное заболевание. Медкомиссия считает невозможным задействовать на должности тракториста-машиниста труд Черепановой Зои Поликарповны». Как же так? Проститься с полем и техникой?  Расплылись строки медицинского заключения.

Но не пала духом крестьянка. Прежде убирала и сеяла хлеб, и вот, придя в хлебопекарню, следила, чтоб пекли его в чистоте. Родными оказались те профессии.

Вот так, всю жизнь свою посвятила женщина хлебу насущному.

Солдатская фляжка

Невозможно описать все трудности, с которыми приходилось сталкиваться солдатам Великой Отечественной войны на пути к Победе. Как известно в войнах побеждает не только мужество солдат, оружие и военная техника. На эффективность бойцов влияют любые мелочи, включая удобство и практичность их экипировки. Поэтому военное снаряжение в годы войны создавалось таким образом, чтобы максимально улучшить качество жизни бойцов. И, конечно, незаменимой вещью солдата в то тяжелое время была простая алюминиевая фляжка.

Именно солдатскую фляжку – экспонат нашего музея, свидетеля войны, мы сегодня представляем здесь.

Такие же алюминиевые фляжки, только окрашенные в цвет «хаки» выпускали и на нашем заводе № 552 и отправляли на фронт.

Практичную и надежную алюминиевую фляжку солдаты использовали и для кипячения воды на костре.

Зимой от замерзания в ней воды, ее защищал специальный чехол. Летом чехол смачивали водой, чтобы вода оставалась прохладной. В неё наливали воду из многочисленных родников и рек.

Единственным недостатком фляжки является мягкий металл, поэтому сохранить форму было очень сложно.

Вот и наш экспонат, видимо побывал в разных переделках. Она прошла с хозяином свой фронтовой путь и является безмолвным свидетелем страшных сражений, гибели наших солдат.

Её хозяин Слаутин Трофим Петрович, санинструктор саперной роты.

Пресс-папье

Иногда на письменном столе можно увидеть небольшой, но весьма тяжёлый предмет. Такой прибор называется «пресс-папье» и служит для придавливания бумаг. Это словосочетание французского происхождения, «presse-papiers» дословно можно перевести как «нажимать на бумагу» - от слова «presser», что означает «нажимать» и «papier» - «бумага».
История пресс-папье уходит корнями во времена изобретения чернил. До появления промокательной бумаги пресс-папье дополнялся песочницей. Текст посыпали мелким песком, чтобы он впитал лишние чернила и ускорил высыхание документа. В 19 – начале 20 в.
Классический пресс-папье представляет собой дугообразный брусок, сверху которого расположена рукоятка, а снизу натянута промокательная бумага. Тяжесть позволяет фиксировать лежащие бумаги, чтобы они не разлетались и не рассыпались. А промокательный лист используют для промокания написанного.
В основном этот канцелярский предмет предназначался для промокания чернил. Промокательная бумага состояла из целлюлозы. В виду того, что структура бумаги имела множество мелких капилляров, она очень быстро могла впитывать жидкие чернила. Благодаря бумаге ускорялся процесс высыхания рукописей, что предотвращало размазывание.
Пресс-папье кроме полукруглого бруска могло иметь различные формы. Изготовлялась эта канцелярская принадлежность из стекла, мрамора, бронзы и других ценных материалов. Пресс-папье часто инкрустировали, украшали янтарными или металлическими фигурками. Зачастую пресс-папье присутствовало на письменном столе в качестве декоративного предмета.
С появлением шариковой ручки пресс-папье перестало быть необходимостью и вскоре превратилось в обычное украшение письменного стола. В современном мире это предмет коллекционирования. В мире насчитывается более двухсот тысяч коллекционных пресс-папье. Они приравниваются к предметам искусства. Есть такой предмет и в Режевском историческом музее.

Безмен металлический

Такую вещь, как безмен, человек изобрел уже очень давно. Этот прибор не потерял своей актуальности и сегодня. Ведь он обладает массой преимуществ, делающих его очень привлекательным для потребителя. Его используют очень широко в бытовых целях. Использовались эти ручные весы еще в Древней Руси. Еще в 14-м столетии они были привычным предметом обихода. В те времена прибор имел другое название – контарь. Очень часто его использовали торговцы, чтобы определить вес продаваемого товара. Прибор выглядел как металлический стержень. С одной стороны, на конце контаря был груз, а с другой стороны специальный крючок или чаша. Это позволяло взвешивать любые товары небольшого размера. В основном, устройство использовалось на рынках для определения массы продуктов.
Свое современное название этот прибор получил из тюркского языка. Слово «batman» можно перевести как «около 10 кг». Это значит, что изначально слово определяло меру веса, которой пользовались люди в древности. А позже так начали называть сам прибор для его определения.
На сегодняшний день эти весы являются многофункциональными. Они стали более сложными в устройстве и изменились внешне. По внешнему виду они значительно отличаются от тех, которые использовались в древности. Но они все такие же простые. Кроме того, имеют больше функций.
С развитием электроники, когда очень многие устройства начали оснащать дисплеями и другими элементами, появились и электронные безмены. Но механический вариант все равно остается востребованным.

Классический туес

Классический туес — небольшой короб цилиндрической или овальной формы, сделанный из коры берёзы и имеющий деревянные дно и плотно притёртую крышку.

Туес или поражает простотой и мудростью конструкции.  Он напоминает термос, поскольку имеет наружную и внутреннюю стенки, между которыми остается небольшая воздушная изоляционная прослойка. 

Внутренняя стенка удерживает жидкость. Для изготовления туеса нужен сколотень — снятая со ствола целиком береста. Сколотень заготавливают специально, в определённое время года. Для этого нужен опыт, чтобы не навредить дереву.

Наружная стенка предназначена для декора, недаром ее называют рубашкой. Рубашку украшают яркой и сочной росписью или прорезным кружевным орнаментом, или тиснением, иногда вплетают полоски бересты.

Два слоя бересты складываются белой стороной коры внутрь так, что снаружи всегда «изнаночная», более тёмная сторона.

Берестяной туес собирается без гвоздей, клея и прочего инородного крепежа. Края могут усиливаться корнем сосны, который вставляется между стенок.

Берестяные туеса используются для хранения продуктов питания или мелких вещей.

В туесах хранят соль, соления, молоко, масло, сметану и творог. Скоропортящиеся продукты в берестяных туесах долго хранятся, соль не отсыревает, солёные грибы и огурцы приобретают особый аромат, масло не становится горклым, молоко и творог не киснут.

В туеса наливают мед, подсолнечное, конопляное, льняное масло.

Туеса имеют свойство сохранять прохладу воды, кваса и других прохладительных напитков в жаркий день, а горячие напитки, наоборот, долго не остывают. 

Дело в том, что сама береста обладает бактерицидными свойствами. Люди давно заметили, что она долго не портится, даже если ствол берёзы упал в воду. Скорее сгниёт сама древесина. 

При этом, кора берёзы состоит из множества слоёв, поэтому достаточно герметична. 

Туески служат, как правило, очень долго. Именно поэтому они довольно часто встречаются в музейных коллекциях. Так и в Режевском историческом музее есть несколько туесков.

«Буттштетт»

В информационных сетях эта красивая вещь нередко предстает как трофейная, привезенная чьим-нибудь дедом-фронтовиком из Германии либо Австрии после 2-ой мировой войны. Баяном зовут ее одни источники, другие же – кнопочным аккордеоном. И таковых, действительно, по рукам ходило немало в послевоенном СССР.

Когда 75 лет тому назад наши воины штурмовали ненавистный гитлеровский рейх, была и другая, подлинная Германия, страна с высокой старинной культурой, в том числе и музыкальной. 

Пока нельзя сказать со всей определенностью, кто изобрел ручную гармонику. Корень ее, однако, заключен в органной музыке. Еще в XVIII веке в обиход вошли портативные органы, где тот или иной звук выводил медный язычок, колеблемый воздушной струей.  Исполнитель правой рукой жал на клавиши, левой же накачивал мехи.

В 1812 году Фридрих Бушман смастерил эолину – ручной инструмент с медными клапанами и с кожаным мехом в три складки. В 1829 году венский мастер Кирилл Демиан усовершенствовал эолину, разделив ее корпус на две половины, соединявшиеся мехом. На правой стороне была клавиатура с 5 клавишами. При нажатии на каждую нежно и прозрачно звучал аккорд из нескольких звуков. Инструмент был назван аккордеоном. Затем появились гармоники и с левым 2-клавишным рядом, аккомпанирующим правому. Под названием «аккордеон» подобные инструменты скоро распространились не только в Австрии и Германии, но и в других странах Западной и Восточной Европы.

Немецкая 5-рядная гармоника, представленная в Режевском историческом музее, разумеется, сделана много позже своих предшественников – в 1930-е годы. Правая клавиатура («голоса») имеет не 5, а более 80 кнопок; на левой половине («басы») не 2, а 120 кнопок. По нарядному перламутру белеет надпись «Buttstadt» («Буттштетт»). Название такое, наверняка, неслучайно

Выше уже говорилось о преемственности гармоник и средневековых органов. Иоганн Генрих Буттштет (1666 – 1727) – выдающийся музыкант-органист, композитор, близкий творчеству своего великого современника – Баха. В своих произведениях (в основном, церковных) Буттштетт отстаивал самобытность музыкального искусства Германии, традиции собственного народа.

В XIX веке имя музыканта, очевидно, и взяла себе аккордеонная фабрика в немецкой Гере (позднее и в Магдебурге) – «H. Buttstadt» («Г. Буттштетт»). В те времена почти в каждом крупном городе Германии как Магдебург, Берлин, Гера, Тросинген, Клингенталь, Альтенбург, трудились многочисленные компании-производители гармоник. А мастера из Клингенталя («Звенящей долины») и поныне славятся на весь мир звучанием своих инструментов.

Такую замечательную вещь подарил Михаил Петрович Клевакин, хормейстер, Почетный гражданин Режа, нашему историческому музею.

Рубанок

Рубанок (от нем. raubank) больше чем просто незатейливый столярный инструмент, состоящий из резца, колодки и зажимного клина. У него богатейшая история, уходящая корнями в древность. Считается, что первый железный рубанок был найден при раскопках Помпеи и относится к 1 в. н. э, однако развитие рубанка началось в позднее Средневековье в XV— XVI веках. Доподлинно известно, что наибольшее распространение рубанки получили именно в 18 столетии. Почему же именно в это время столярный инструмент стал так популярен? Дело в том, что 18 век характеризуется подъёмом во всех сферах жизни: не только в научной и культурной, но и строительной. Началось массовое производство мебели, обустройство жилья, и, следовательно, для всего этого требовался особый, более тонкий инструмент. Так рубанки вошли в широкий обиход. По принципиальному устройству и конструкции выделяют следующие виды рубанков: немецкие, английские, голландские, французские, японские и китайские. В России были наиболее распространены именно немецко-голландские инструменты, что неудивительно, ведь они были привезены в нашу страну Петром I. Ещё одна важная веха в истории развития рубанка – это 1820-е годы. В этот период в Англии появился первый запатентованный металлический рубанок. С этого события берёт начало новая, более современная эра развития этого инструмента. Рубанки начали производить из чугуна, стали и латуни. Сейчас же, там, где ручной рубанок справляется с трудом, на выручку приходит его электрический собрат, сочетая в себе быстроту, легкость и точность работы.

Чугунная гиря

Буквальное значение слова «гиря» – вес (от персидского «геран»). Авторы русских словарей дают определение гире как «металлический груз, служащий мерой при взвешивании, а также для упражнений в тяжелой атлетике».

Уникальность этого снаряда в его универсальности, форма гири – металлический шар со смещенным центром тяжести и ручкой-дужкой – идеально подходит для естественных движений во тренировок на выносливость и создания гармоничного телосложения.

Сегодня сложно точно сказать место и время появления первых гирь. Одно точно – это древнейший снаряд, который использовали для повышения силы и выносливости. Первые упоминания о гирях относятся к древней Греции, где выточенные из камня снаряды, по форме отдаленно напоминающие гири, использовались для тренировки силы первых олимпийцев. Вес самой тяжелой гири – 143,5 килограмма. В более поздний период времени тюрки и славяне тренировались с помощью каменных гирь, отдаленно напоминающих современные снаряды.

Как спортивный снаряд гиря стала исключительно русским явлением. Современные чугунные гири, скорее всего, – «потомки» гирь 18-го века, взявших за основу ядра для пушек. Ядра весили от 1,4 до 26,2 кг, и заталкивались в пушку вручную. Для развития силы, сноровки и удобства использования ядер, военные придумали ручку и… начали тренироваться. В результате скорость стрельбы из заряжаемых вручную орудий повысилась, и практика тренировок с ядрами распространилась сперва по всей армии, а после и за ее пределами.

Трепало для обработки льна

Процесс обработки льна от уборки до получения готового волокна складывался из следующих этапов: мочение, расстилание, досушка в овинах, мятье, трепание и чесание. Все виды работ выполнялись женщинами.

Для того чтобы добиться надлежащего разделения волокон, сразу же после мятья лен трепали. Причем спешили, чтобы он не успел впитать влагу. Если же это случалось, волокна приходилось снова досушивать. Трепанье могли выполнять «обмолотом», ударяя волокном о столб или стену, но чаще трепанье выполняли с помощью трепала - легкой дощечки из хвойного дерева лопатообразной или ножевидной формы. Для сильного льна со здоровым волокном брали тяжелое длинное трепало. Для слабого путаного льна требовалось трепало легкое и короткое. Трепали лен, удерживая конец горсти на коленях или в руке на весу. Вершинный конец наматывали на кисть левой руки и били по свисающему концу, все время подергивая волокна вверх, отхлестывая их о другое ребро трепала и поворачивая. Так же обрабатывали другой конец горсти. Затем пучок льна выворачивали внутренними волокнами наружу и опять трепали поочередно оба конца. При работе тщательно соразмеряли силу и направление удара.

Трепаный лен сортировали по цвету и качеству.

После трепанья лен чесали. Чесание льна доверялось только самым опытным работницам: «Щетью чешет всегда сама мать». Чесали лен дома Горсть льна клали на колени и, придерживая и поворачивая ее левой рукой, правой расчесывали щеткой.

То, что оставалось в руке работницы после многочисленных вычесываний, и называлось уважительным словом «лен». На этом процесс обработки льна для получения волокна завершался. Лен связывали в связки определенного размера, по которым велся счет при использовании в хозяйстве или при продаже

Сани

Всё гениальное просто

«Готовь сани летом, а телегу зимой»

Русская народная поговорка.

У саней древняя и богатая история, уходящая своими корнями в далёкое прошлое. История саней берёт своё начало во 2 тысячелетии до нашей эры. Устройство первых саней было гениально простым, и самое поразительное, что за тысячи лет его принцип практически не изменился. Первые сани представляли собой связанные между собой две палки, передние концы которых крепились к лошади или быку, а задние волочились по земле.  Первое упоминание о санях именно на Руси отмечается в летописи 1015 года. В те времена сани использовались для похорон. В церковь на отпевание покойника привозили именно на санях. Эта традиция была распространена также в Западной Европе и Египте. Даже с приходом колёсного вида транспорта: телег, карет – использование саней всё равно считалось более престижным. Для царских особ даже приглашали специальных заграничных мастеров, которые мастерили огромные и потрясающие своим убранством и роскошью сани. Так, в 1732 году французский мастер Жан Мишель изготовил для нашей императрицы Елизаветы сани, в которых могли уместиться 10 человек. Эти сани были не только самыми большими, но ещё и отапливались в пути жаровнями с углём. С начала XX века начались попытки создания саней с механическим двигателем. В 1908 году русский инженер Кузин снабдил сани авиационным двигателем. Его первые аэросани могли развивать скорость до 70 км/ч. На протяжении всего XX века их конструкция постоянно совершенствовалась. В 60-е годы другой русский конструктор, Туполев, придумал сани-амфибию. Такие сани могли не только ездить по снегу и льду, но и плавать по воде. Даже сейчас, спустя столько лет, сани по-прежнему пользуются спросом – для детских забав, для оригинальных свадебных торжеств, а также для русских народных гуляний.

Серп

Серп – сельскохозяйственное орудие. Обычно используется для уборки зерновых культур, жатвы хлебов и резки трав. Состоит из сужающегося, закругленного лезвия и короткой деревянной рукояти. Работающий серпом приводит его в действие одной рукою, другой придерживая срезаемые растения. Серп – один из древнейших сельскохозяйственных инструментов. Он использовался с глубокой древности для уборки злаков и заготовки кормов.
Первые серпы изготавливали из деревянной изогнутой палки со вставленными в нее острыми кремниевыми лезвиями. Работая серпом, постоянно приходилось сгибаться, поэтому придумали косу-горбушу, своеобразный серп на длинной рукояти, а затем косу-литовку, с которой наклоняться вообще не нужно. В древности крестьяне использовали даже серп в качестве оружия, наряду с топором и цепом. Раньше серп был необходим, поэтому его производили очень много. Сейчас серп используют только на дачном участке. На полях его давно заменили комбайны и сенокосилки.
Вот такой серп можно увидеть в экспозиции Режевского исторического музея.

Скатерть

Скатерти используют в быту еще с древних времен. Этот предмет обихода отражает историю, культуру и традиции древних народностей. Дорогостоящие скатерти с вплетением золотых нитей делали в Персии, Иудее, в Древнем Риме и Древней Греции. В странах Средиземноморья стол покрывали скатертями еще до нашей эры. Их изготавливали из хлопка или льна. Скатерти считались признаком достатка и благополучия. За непокрытый стол садились только рабы и самые бедные слои населения. Посуда и скатерти появились на Руси раньше, чем в Западной Европе, поскольку русские перенимали византийский уклад жизни, чему способствовали развитые политические, торговые, культурные и военные отношения. Развитие льняного ткачества на Руси привело к тому, что скатерти и рушники стали доступны не только для высших слоев населения, но и для обычных крестьян. Скатерть в те времена чаще называли «столешник», однако в обиходе были оба эти названия. После 16 века скатерть, стала использоваться для оформления интерьеров, и не только перед трапезой. Выбирались красивые, яркие, дорогие ткани с кружевом и вышивкой. Именно тогда вошли в моду такие материалы, как бархат, парча и даже шелк. Последний считался настоящей роскошью и покрывал стол только аристократии. В 17-19 веках мода на них ушла, оставив место только классике. В конце 19 века белые скатерти снова стали востребованными и желанными в любом доме.

А вот 20 век внес лепту яркости и нестандартности, длина ткани доходила до пола и имела
цветочный, растительный, геометрический принт. В 21 веке дизайн дополнился высокотехнологичными материалами, которые не только стильные, но и практичные.

Приметы и традиции о скатерти.

- На Руси никто не садился за стол, если на нем не было ткани. Считалось, что это к безденежью, финансовым потерям.

- После трапезы все крошки собирались аккуратно в ладонь, после чего выносились во двор. Сейчас крошки можно выбросить в окно, но никак не в мусорное ведро – можно спустить все свое богатство.

- Скатерть ни в коем случае не штопали или чинили. Ее использовали до последнего, после чего сжигали во дворе, а пепел закапывали.

- Нельзя использовать скатерть для тряпок. За столько времени службы она впитала много энергетики и эмоций.

- В приданое девушке обязательно входила скатерть, которая сразу же расстилалась на столе в новом доме. Также этот предмет давался с собой тем, кто отправляется в далекий путь. Отсюда и пошло выражение «Скатертью дорога!» (пожелание хорошего, спокойного пути).

Орден Красного Знамени

Это первый советский орден, учрежденный в сентябре 1918 года. Официальный статут его, правда, утвердился много позже, с 1932 года. Первый кавалер награды – известный полководец Василий Константинович Блюхер.

Орденский знак изображает Красное Знамя, развернутое, и со словами «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Посредине, на белом фоне, видны факел, древко, молот и плуг, прикрытые красной пятиконечной звездой. По низу, окаймленному лавровым венком, изогнулась лента с надписью: «СССР».

Военных представляли к ордену Красного Знамени за особые подвиги в «условиях, сопряженных с риском для жизни». За «выдающееся руководство боевыми операциями… и проявленные при этом особые храбрость и мужество». За «мужество и отвагу, проявленные при выполнении специального задания». За «успешные боевые действия воинских частей, боевых кораблей, соединений…», и т.д.

Орден этот присуждали, в основном, лицам из высшего и среднего командного состава. Младшие офицеры награждались им сравнительно редко. И понятно, что от старшин, сержантов, рядовых такая награда ждала совсем уж невероятной доблести и геройства.

Оттого и поразителен факт, что режевляне, участники Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг., снискавшие орден Красного Знамени, подлежат именно к младшему командному и рядовому составу в большинстве своем!

Режевляне, кавалеры ордена Красного Знамени (среди ветеранов РГО, чьи награды известны в настоящее время):

Антошин Алексей Никитович, рядовой (!),

Афанасьев Илья Иванович, капитан,

Барановский Евгений Вячеславович, майор,

Бачинин Николай Иванович, младший лейтенант (!),

Бонин Тимофей Андреевич, старший сержант (!),

Бурмакин Михаил Васильевич, рядовой (!),

Воробьев Георгий Илларионович, рядовой (!),

Голендухин Григорий Федорович, майор,

Горбунов Александр Кузьмич, капитан,

Долгоруков Виктор Григорьевич, старшина (!),

Зверев Георгий Иванович, полковник (удостоен 2 орденов Красного Знамени),

Киселев Николай Осипович, майор,

Костоусов Александр Алексеевич, старшина (!),

Лукин Виталий Андреевич, полковник (удостоен 2 орденов Красного Знамени),

Мамаев Николай Кузьмич, старший сержант (!),

Меньшиков Николай Филиппович, рядовой (!),

Петухов Павел Павлович, майор,

Уфимцев Александр Васильевич, сержант (!),

Филенко Николай Васильевич, рядовой (!),

Чусовитин Григорий Алексеевич, старший сержант (!).

Запись в «трудовой»

Трудовая книжка является одним из основных документов работающего человека. На протяжении многих лет она сопровождала жизнь граждан нашей страны и менялась с нею сама. В самодержавной России неким подобием трудовой книжки выглядел формулярный (послужной) список для чиновников, военных и священнослужителей. Фабричные рабочие с 1882 года пользовались расчётными книжками. Но для большинства подданных империи подобных документов не существовало. Удивительно, но первые советские трудовые книжки, утверждённые в 1918 году Совнаркомом РСФСР, получали отнюдь не пролетарии, а так называемые «бывшие» – в милиции: «Не трудящийся да не ест!» В эти документы вносились ежемесячные сведения об участии в общественных работах. «Нетрудящимся», не имеющим такой книжки, грозили штраф в 1000 рублей или полугодовое тюремное заключение.

В привычном для нас виде трудовые книжки единого образца появились лишь с указом Совнаркома Союза ССР от 20 декабря 1938 года. Но колхозное крестьянство взяло книжки в руки лишь в 1975 году. Советская власть возлагала на неё две основные задачи: во-первых, упорядочения системы пенсионного обеспечения и, во-вторых, укрепления трудовой дисциплины. Трудовые книжки позволяли держать людей «на коротком поводке», закрепив всё трудоспособное население страны за социалистическими предприятиями. С распадом советской государственности стало казаться, что трудовая книжка разделит судьбу партийного билета и значка «Ударник коммунистического труда», т.е. канет в прошлое и частные коллекции. Однако в настоящее время она продолжает играть весьма важную роль. С помощью книжки руководитель предприятия может по достоинству оценить рабочий путь соискателя, чтобы принять решение, подходит ли он в качестве нового сотрудника или нет. Для работника книжка является документом, с помощью которого он может засвидетельствовать свой трудовой стаж, профессионализм.